'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 199

Просмотры  49 просмотров

Илендеева Е.С.,Миннуллина Р.Ф.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены теоретические вопросы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. Дана характеристика словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, рассмотрена взаимосвязь предметного мира и расширение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста   

Ключевые слова:
предметный мир, пассивный словарь, активный словарь, развитие речи, младший дошкольник, речь, воспитатель, родители   


УДК 37

Илендеева Е.С.

студентка 4 курса, группы 9414/1,

отделение психологии и педагогики

Елабужский институт (филиал)

Казанский (Приволжский) федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

Миннуллина Р.Ф.

доцент,

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

Елабужский институт (филиал)

Казанский (Приволжский) федеральный университет

(г. Елабуга, Россия)

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНОГО

МИРА НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические вопросы по ознакомлению младших дошкольников с   предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

Дана характеристика словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, рассмотрена взаимосвязь предметного мира и расширение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста.

 

    Ключевые слова: предметный мир, пассивный словарь, активный словарь, развитие речи, младший дошкольник, речь, воспитатель, родители.

 

В младшем дошкольном возрасте расширяется словарный запас детей за счет наблюдательности, любознательности. Ребенок познает окружающий мир и его словарный запас пополняется новыми словами, он пытается понять значение новых слов.

С целью освоения словарного состава родного языка с младшими дошкольниками организуется словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, в ходе которой происходит эффективное развитие словаря, количественное накопление слов, освоение их значений, умение использовать их в конкретных условиях общения.

В младшем дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий его мир, совершает при этом различные действия трудовые, бытовые, познавательные. Для расширения словарного запаса необходимо постоянно знакомить ребенка с новыми явлениями, предметами и их наименованиями.

   Дети более уверенно начинают общаться между собой и взрослыми.  У детей четвертого года формируется как активный, так и пассивный словарь Работа по формированию словарного запаса младших дошкольников проводится как в процессе занятий, так и в режимных моментах Важную роль в формирование словаря оказывает предметный мир, который окружает ребенка.

У ребенка через ознакомление с предметным миром пассивный словарь переходит в активный. Когда ребенка знакомим и закрепляем знания о предметах ближайшего окружения, активный словарь пополняется словами, которые обозначают мебель, одежду, посуду, игрушки и т.д. Так же словарь пополняется, когда вместе с детьми рассматриваются части предметов, похожие предметы, например пальто и шуба, табурет и стул и т.д.).

Предметный мир имеет очень большой спектр, это и цветовая гамма, форма и величина предметов, ориентировка в пространстве и во времени, все это способствует расширению словарного запаса младших дошкольников.

Следовательно, словарь детей младшего дошкольного возраста активно обогащаются словами, которые обозначают окружающие их предметы. Дети в ходе ознакомления с предметным миром учатся выделять и называть признаки предметов, их отнесенность к какой-либо группе и пространственное отношение.

Одним из важных направлений словарной работы является предметный мир, которой постоянно окружает ребенка. Малыши с удовольствием смотрят на яркое весеннее солнце и дают ему определение, волнует детей сильный дождь и радуга в небе. В младшем возрасте словарь детей пополняется не только глаголами бежит, сидит, лежит, но и прилагательными: голубое, чистое, звенящий, и т.д.

Задача воспитателя научить детей пользоваться не только активным словарем, но и пассивным.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

Раскрывая проблему развития словаря у младших дошкольников, мы убедились в актуальности данной темы. К этой проблеме обращались в своих трудах многие выдающиеся психологи, педагоги и методисты прошлого и настоящего времени. В нашей работе мы рассмотрели особенности развития словаря у детей младшего дошкольного возраста. Теоретические исследования показали, что наиболее эффективным средством развития словаря дошкольника является игровая деятельность.

Именно она является основным видом деятельности ребенка, в которой формируются все стороны его развития. При проведении констатирующего эксперимента мы увидели, что многие ребята из экспериментальной группы действительно имеют определенные затруднения в употреблении многих слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия. Особенно это касается образования относительных прилагательных, подборе антонимов.

Несформированность предпосылок словаря вызывали трудности выполнения заданий и упражнений, дети, не находя слов для высказывания, старались передать их мимикой, жестами, телодвижениями или одним словом. На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире нам необходимо было увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные), уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. -- 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Галич Т.Н., Багаутдинова Г.Р. Роль предметного мира в процессе развития словаря у детей младшего дошкольного возраста // Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (2 апреля 2020 г., г. Якутск -С.46-49.
  3. Миннуллина Р.Ф., Гумерова Р.Р. Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром//Профессиональное самоопределение: современный аспект. Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (2 апреля 2020 г., г. Якутск -С.140 -142  
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  5. Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи - М.: Учитель, 2017. - 690 c.
  6. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. - М.: Сфера, 2015. - 96 c. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Илендеева Е.С.,Миннуллина Р.Ф. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ПРЕДМЕТНОГО МИРА НА ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 1200 - 1204. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8546 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8546



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.