'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №5 (62) том 4
  4. Научная статья № 200

Просмотры  31 просмотров

Крюкова К.Ю.

  


ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается готовность педагога к социально-коммуникативному развитию дошкольников   

Ключевые слова:
педагог, образование, дошкольники   


УДК 37

Крюкова К.Ю.

магистр, 2 курс

УлГПУ им. И.Н. Ульянова

(г. Ульяновск, Россия)

 

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА

К СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ

ДОШКОЛЬНИКОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается готовность педагога к социально-коммуникативному развитию дошкольников.

 

Ключевые слова: педагог, образование, дошкольники.

 

Проблема социально-коммуникативного развития дошкольников в современных условиях не теряет свою актуальность, поскольку именно социальные и коммуникативные умения определяют эффективность продуктивной деятельности человека в самых разных сферах его жизни.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация личности ребёнка дошкольного возраста и его коммуникативное развитие выделяются в отдельную образовательную область. Социальную и коммуникативную сферы объединяют по причине их единства и неразрывности в формировании успешной личности дошкольника. В связи с этим одной из первостепенных задач в профессиональной подготовке педагога является необходимость формирования у него готовности решать задачи, касающиеся социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. 

Эффективность социально-коммуникативного развития дошкольников напрямую зависит от уровня профессиональной готовности педагога к реализации основных задач в данной области. Исходя из этого представляется целесообразным дать всестороннюю характеристику понятия «готовность педагога к социально-коммуникативному развитию дошкольников».

Понятие «готовность» широко используют в психолого-педагогических трудах. При подробном рассмотрении, понятие «готовность» выступает как способность субъекта к выполнению какой-либо деятельности рассматривает Б.Г. Ананьев, а Д.Н. Узнадзе - как условия, обеспечивающие эффективное выполнение определенного вида деятельности.

Согласно словарю терминов по общей и социальной педагогике, профессиональная готовность является интегративным качеством личности и необходимым условием эффективности профессиональной деятельности.

Л.А. Кандыбович считает, что профессиональная готовность всегда реализуется на личностно-деятельностном уровне и предполагает проявление необходимых личностных сторон педагога, обеспечивающих эффективное выполнение им своих профессиональных функций.

Рассматривая содержание понятия «готовность педагога к социально-коммуникативному развитию дошкольников», представляется целесообразным взять за основу трактовку понятия «готовность», представленную в исследованиях В.А. Сластенина, в соответствии с которой в содержание понятия «профессиональная готовность» обязательно входят психологическая, научно-теоретическая и практическая компетентность.

Исходя из вышеизложенного, «готовность педагогов дошкольного образования к социально-коммуникативному развитию детей» можно понимать как интегративное качество личности, которое формируется в процессе непрерывного образования и самообразования педагогов в процессе овладения знаниями, навыками, технологиями, творческими приемами и профессиональным опытом, обеспечивающие социальное и коммуникативное развитие дошкольников. На наш взгляд, данное определение предполагает выделение двух аспектов: личностный и профессиональный, которые будут представлены в критериях готовности педагога к реализации задач социально- коммуникативного развития детей. Первым аспектом выступает личностное развитие в процессе непрерывного образования, который отражает в себе коммуникативные умения самого педагога, мотивация, осознание значимости профессионального развития, умение анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других педагогов, направленной на социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Второй аспект понятия «готовность педагогов дошкольного образования к социально-коммуникативному развитию детей» связан с аспектом в профессиональной деятельности, который включает в себя профессиональные знания, умения и опыт, необходимые для осуществления социально-коммуникативного развития детей, умение применять адекватные методические средства, направленные на социально-коммуникативное развитие детей.

Понятие «готовность» имеет следующее содержание:

- психологическую составляющую - мотивация педагога к осуществлению социально-коммуникативного развития дошкольников в данной сфере; осознание ценности собственного социально-коммуникативного развития и необходимости социально-коммуникативного развития дошкольников;

- научно-теоретическую составляющую - знания, умения, творческие способы выполнения деятельности и опыт, необходимые для осуществления социально-коммуникативного развития детей;

- практическую составляющую - умение применять адекватные методические средства, направленные на социально-коммуникативное развитие детей;

- рефлексивную составляющую - умение анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других педагогов, направленной на социально-коммуникативное развитие дошкольников.

В связи с этим основными критериями и показателями готовности педагогов к социально-коммуникативному развитию дошкольников являются:

- мотивационно-ценностный (показатели: осознание педагогом необходимости собственного социально-коммуникативного развития; осознание педагогом необходимости социально-коммуникативного развития дошкольников, соответствующего потребностям современного общества; осознание ценности социально-коммуникативного развития воспитанников в ДОО; мотивация к осуществлению профессионально направленного общения);

- содержательно-операционный (показатели: знания, умения, творческие способы выполнения деятельности и опыт, необходимые для осуществления социально-коммуникативного развития детей; умение применять адекватные методические средства, направленные на социально-коммуникативное развитие детей);

- рефлексивно-оценочный (показатели: умение анализировать и оценивать результаты собственной деятельности, направленной на социально-коммуникативное развитие дошкольников; умение анализировать и оценивать результаты деятельности других педагогов, направленные на социально-коммуникативное развитие детей).

В каждом критерии и его показателях мы выделяем обозначенные ранее аспекты.

 

Таблица 1

Критерии

Показатели

мотивационно-ценностный

Личностный

Профессиональный

содержательно-операционный

Личностный: творческий подход к выполнению деятельности.

Профессиональный: знания, умения, опыт, умение применять адекватные методические средства, направленные на социально-коммуникативное развитие детей.

рефлексивно-оценочный

Личностный - осознание собственного уровня умений

Профессиональный оценка и осмысление результативности в социально- коммуникативном развитии детей

 

Таким образом, в современных социокультурных условиях расширяются границы трактовки понятия «готовность педагогов дошкольного образования к социально-коммуникативному развитию детей». Качественное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста может осуществить педагог с высоко развитыми коммуникативными и социальными качествами, педагог, который уверенно владеет ИКТ и широко применяет их в работе с детьми.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Журнал Вестник науки // вестник-науки.рф 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (62) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Крюкова К.Ю. ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ: КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ // Вестник науки №5 (62) том 4. С. 1205 - 1209. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8547 (дата обращения: 29.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8547



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.