'
Миранова Г.Ф.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПОВЕСТИ П. ХРАМОВА «ИНОК» В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается сравнительно-сопоставительный анализ двух произведений двух авторов разных эпох с точки зрения восприятия мира ребенком в повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова внука» и ребенком-подростком в романе П. Храмова «Инок».
Ключевые слова:
произведение, контекст, анализ, хронотоп, детство, картина мира, восприятие, семья, природ
Поскольку повесть П. Храмова «Инок» по программе не изучается в школе, то она может быть включена в контекст изучения какой-либо литературной темы, или в уроки внеклассного чтения, или объект сравнения с другим художественным произведением другого писателя. Для того чтобы показать широкие возможности сопоставления и акцентировать внимание на том, что произведение уфимского писателя наследует традиции классической литературы, покажем, как можно организовать работу по сравнению повести Храмова с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В повести много эпизодов, рассказывающих о беспощадности мира зла. Автор чередует эпизоды, рассказывающие о страшных событиях с другими, более светлыми и добрыми. Поистине страшным является эпизод, в котором автор воспроизвел событие из далекого детства: погонщики - образы, несущие на себе печать зла - истязают и забивают лошадей – несчастных животных, которые «по воле партии и химерам невежества» не смогли вытянуть в гору бревна с берега реки на лесопилку. Еще более ужасающая картина, которая не может не тронуть сердце, представлена в сцене, в которй те же мужики просто так, ради забавы поймали беззащитного бездомного пса и распилили его на той же лесопилке. Картины напоминают апокалипсис. У Храмова также проблема добра и зла является главенствующей: «Доброта, внучек, лукава, она бывает и корыстной; а вот благородство свято, это наглядное и единственное доказательство истинной человечности. Других – нет». Мудрость, проверенная веками. У Храмова мы находим емкие афористичные высказывания. Язык писателя богат и красочен. Чувствуется, что автор глубоко пережил мысль. Приведем некоторые примеры такого рода афоризмов: «Ржавеет золото и истлевает сталь, крошится мрамор – к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль и долговечней – царственное слово. Печаль. Слово. А меж ними – жизнь. Или то, что вместо нее»; «За двадцать лет, истерев сотни подошв и кистей, я понял одно: смирение перед Божьей волей есть единственно возможная форма существования человеческой души на этой земле»; «Литература – это не обычный «предмет» вроде химии, а способ сохранения человеческой души и форма праведного ее существования»; «Была у меня примета; дабы весь день был удачным, я должен был с утра посмотреть в детские глаза – глаза Бога»; «Настроения… бывают у кухарок, лакеев и горничных… А люди порядочные, люди воспитанные просто не имеют права ни на какие кривляния души. Других – нет»; «Талант в России воспринимается как покушение на естественный ход вещей». Перефразировав известное утверждение, можно сказать: талант в России больше чем талант.
Номер журнала Вестник науки №1 (10) том 3
Ссылка для цитирования:
Миранова Г.Ф. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПОВЕСТИ П. ХРАМОВА «ИНОК» В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ // Вестник науки №1 (10) том 3. С. 155 - 157. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/862 (дата обращения: 08.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*