'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (41) том 1
  4. Научная статья № 1

Просмотры  310 просмотров

Евсюкова Н.О.

  


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ИЗУЧЕНИИ МОРФЕМИКИ В ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные понятия морфемики, морфемы, алломорфов, изучаемых в школе; представлено сравнение определения морфемы у разных учёных   

Ключевые слова:
морфема, морфемика, алломорф, варианты морфем   


И.А. Бодуэн де Куртене впервые выделил понятие морфемы в языкознании. Под морфемикой он понимал раздел науки о языке, изучающий состав морфем, особенности сочетаемости, значение и функционирование морфем [1, с. 161]. Козинец С.Б. считает, что морфемикой является раздел науки о языке, изучающий состав морфем, особенности сочетаемости, значение и функционирование морфем [3, с. 2]. Николина Н.А. и др. под морфемой понимают минимальную значимую часть слова. Автор подчеркивает, что морфема является двусторонней единицей языка, т.к. она имеет план выражения (определенный ряд фонем, в том числе и нулевых) [4, с. 19]. Ниже представлено сравнение определения морфемы у разных учёных. Одинаковые морфемы в разных словах и словоформах могут видоизменяться по составу фонем: взвесить – вешать. Зависят такие изменения от позиции в слове, часто – от исторических причин. Такие видоизменения морфем называются морфами. Морф – это реализация морфемы в конкретном слове или словоформе. Алломорф – это реализация морфемы в конкретном слове или словоформе с учетом конкретных фонетических изменений. Так, у морфа вес- (свесить) могут иметься алломорфы: веш- (свешивать); вис – (свисать). От алломорфа следует отличать варианты морфем – их всего два: 1) суффикс прилагательных: -охонек/-ошенек – (-ёхонек/-ёшенек) – белехонек (белешенек) и 2) окончание существительных женского рода 1 склонения в творительном падеже -ой (-ою) – водой/водою. Причины появления данных вариантов в слове фонетическими и словообразовательными причинами объяснить невозможно. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» отмечается, что морфема является минимальным составным элементом слова. Она рассматривается не только в процессе морфологического анализа, но и в словообразовательном тоже. Морфологический анализ позволяет выделить в слове «мореплаватель» морфемы мор-, -е-, плав-, -а- и -тель, а словообразовательный – определить части мор- и плав-а- как отсылочные, а -е- и -тель – как формативные, что и ведет к идентификации данного слова как сложнопроизводного образования [2, с. 19]. Морфема зафиксирована в слове, воспроизводиться как слово, реализуя своё значение только в слове. Понятие морфемы является обобщённым понятием и реализуется в конкретных представителях – морфах: ход-ить – хож-у – хожд-ение. Следовательно, морфом является конкретный представитель морфемы в родственных словах или словоформах. Если провести параллель между фонемой и звуком, то можно легко представить соотношение между морфемой и морфом. Алломорфами являются морфы, которые имеют одно значение, но различаются позицией в слове (находятся перед определённой морфемой). Алломорфы нельзя поменять местами. Вариантами морфем называют морфы, находящиеся в одинаковой позиции, имеющие одинаковое значение и которые легко заменятся: рук-ой – рук-ою и т.п. Изучение морфемики в школе является основой формирования представлений о языке как развивающейся системе, которая постоянно пополняется новыми словами. Целенаправленно раздел «Морфемика» изучают в 5 и 6 классах, так как в этот период учащиеся осваивают принципы морфемного анализа. У школьников формируется представление о составе слова и о морфемике как единицы языка. Учитель знакомит школьников с понятием «Морфемика», «морфема», «морфология»; с основными морфемами (приставка, корень, суффикс, окончание, основа). Таким образом, морфемикой называется раздел языкознания, изучающий систему минимальных, далее неделимых значимых единиц языка – морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей. Одни лингвисты как наименьшую значимую единицу слова определяют морфему, другие – морф. Разграничиваются корневые морфемы (морфы) – корень, и аффиксальные морфемы (морфы) – префикс, суффикс, флексия, постфикс.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (41) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Евсюкова Н.О. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ИЗУЧЕНИИ МОРФЕМИКИ В ШКОЛЕ // Вестник науки №8 (41) том 1. С. 5 - 8. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/871 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/871



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.