'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (11) том 1
  4. Научная статья № 3

Просмотры  119 просмотров

Бархатова В.А.

  


МЕСТО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается место выразительного чтения в процессе обучения литературе в современной средней школе, в работе также определяется важность использования этого метода на уроках литературы   

Ключевые слова:
выразительное чтение, методика обучения литературе   


Выразительное чтение является эффективным средством воздействия на читателя. Не случайно учителя литературы активно используют этот метод. Но он не сразу пришел в литературу. Изначально талант выразительно читать был присущ только для актеров. Учителя-словесники не использовали данный метод при обучении литературе. Но в 1883 году в журнале «Педагогический сборник» В. П. Острогорский опубликовал статью «Выразительное чтение как учебный предмет среднего образования». Он, как преподаватель словесности в гимназии, в своей работе не только описал теоретические основы обучения выразительному чтению школьников, но и дал методические рекомендации по организации и использованию этого метода на практике, тем самым «внеся весомый вклад в защиту выразительного чтения» [2, с. 149]. Выразительное чтение также ценил и основоположник методологии литературы В. В. Голубков. В своих работах он описывал, как ему посчастливилось познакомиться с «Кавказским пленником» еще в земской школе. Уже тогда он понял как необходимо выразительное чтения в методике обучения литературе и как оно способствует восприятию [4, с. 33]. А уже в 1961 году в школьную программу такое чтение начало отдельно изучаться в рамках дисциплины «Развитие речи». В современной школе, к сожалению, нет специального предмета по выразительному чтению. Оно осталось только в программе по литературе и русскому языку и изучается параллельно основным темам. Но уже с первого класса, изучив основные навыки чтения, учителя стремятся развивать у учащихся правильное интонирование текста, произношение звуков и слов. С каждым классом работа над выразительным чтением усложняется, тексты становятся больше и сложнее. Короткие простые предложения сменяются длинными и сложными. Таким образом на протяжении всего периода изучения литературы учащиеся совершенствуют свои навыки выразительного чтения. Чаще всего в современном классе выразительным чтением могут похвастаться далеко не все ученики. Поэтому в современной методике обучения литературе проблема выразительного чтения очень актуальна. Это связано с тем, что с каждым годом гаджеты и социальные сети заставляют школьников все меньше использовать устную речь. Разумеется, это сказывается на качестве даже повседневной речи. Что уж говорить о выразительном чтении в классе. Конечно, учителю бывает трудно охватить большое количество человек, проконтролировать чтение каждого. Отсюда возникают проблемы в понимании текста, авторского замысла. Действительно, чтобы понять художественное произведение, необходимо научиться его правильно читать. «Понять художественное произведение – значит воссоздать в своем воображении те образы, которые в этом произведении нарисованы, пережить настроения, которые руководили поэтом в момент творчества» [3, с. 1003]. Но ведь можно понять произведение просто прочитав его. Так или иначе мы знакомимся со всеми героями, можем проследить ход их мыслей, возникающий конфликт. Но С. И. Абакумов указывает на недостатки методов объяснительного чтения следующим образом: «“Объяснить” можно только значение слов, но не образное содержание произведение, не настроение, которым произведение проникнуто. Поэтому объяснительное чтение было и остается… чтением словотолковательным или, в лучшем случае, превращается в беседу на разные темы по поводу произведения и решительно не может помочь учителю достигнуть важнейшей цели чтения художественных произведений: раскрыть образное и эмоциональное содержание произведения»

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бархатова В.А. МЕСТО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ // Вестник науки №2 (11) том 1. С. 11 - 13. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/898 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/898



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.