'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (11) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  159 просмотров

Батталова А.Р.

  


ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЕКАТЕРИНЫ МУРАШОВОЙ ГВАРДИЯ ТРЕВОГИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается образ подростка, представленный в книге Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги». Ведь именно подросток, по мнению автора, скорее чем взрослые понимает сложность и неоднозначность некоторых жизненных ситуаций. В произведениях Е. Мурашовой появился новый тип ребёнка-героя, который становится своеобразным протестом сложившемуся в обществе культу потребления и всё нарастающему социальному неравенству. И, по мнению Рудовой, своими героями Е. Мурашова противопоставляет себя циничной идеологии современного государства, «поддерживающего патернализм, социальную апатию и потребительский менталитет»   

Ключевые слова:
подросток, Мурашова, Гвардия тревоги   


Повесть Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги» появилась в печати в 2008 году. И уже в этом же году она получила премию как произведение большой формы, а ее автор стал лауреатом Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». С появлением повести «Гвардия тревоги» заговорили о возрождении жанра школьной повести в российской литературе. Определяя основное содержание своего произведения, Е.В. Мурашова в одном из писем отмечает: «…Наш мир жесток и прекрасен одновременно. Важно, взрослея, не упустить ни одну из его сторон, не озлобиться, но не закрывать глаза на уродство и несправедливость. Пусть далеко не всегда это получается, пусть победы сменяются поражениями – так и только так рождается личность, которая сможет не только выжить, но и жить в этом мире, по мере сил своих изменяя его к лучшему». Именно эта мысль прослеживается во всех книгах этого автора о подростках, в том числе и в «Гвардии тревоги». Сюжет этой книги с полуфантастическим существованием «тимуровской команды» в наше время кажется неестественным, но при этом он находит отклик у современных подростков, потому что по своей природе подросток во все времена тянется ко всему таинственному, благородному, при этом они нуждаются в чувстве сплоченности. Мир книги «Гвардия тревоги» включает множество различных персонажей. Но главные – это, конечно же, подростки с их личными чувствами, особенными мыслями, и своим восприятием жизни. Просто и обычно автор рассказывает о повседневной жизни обычных петербургских школьников. Из мелких деталей и вполне естественных жизненных ситуаций постепенно складывается вся картина повествования. Автор рассказывает о том, как Кирилл Савенко снимал с верхушки тополя запутавшуюся ворону. Как Тимка Игнатьев притащил домой с улицы и вылечил Дружка, щенка с перебитыми лапами. Как Маша Новицкая с Тимкой помогали вытащить из колодца девочку-наркоманку. Три первые главы повести - «Тая», «Дима», «Тимофей» – это экспозиция всего сюжета, именно эти главы и вводят читателя в мир современной самой обыкновенной школы, в которой есть 8 «А» класс, где нет ни отличников, ни двоечников, все вместе, как будто даже ходят строем. Что и стало причиной недоумений новеньких, появившихся в этом классе. Тая считает, что они просто ненормальные – все одинаковые, как роботы, и вообще, по ее мнению, не похожи на обычных людей. Тимку всё же все вполне устраивает, лишь бы только к нему не вязались. А Дима и вовсе в недоумении: «Неужели петербуржцы в самом деле настолько не похожи на москвичей?!». Что же все же было необычным в поведении одноклассников? Внешне, как заметили новички, они все вежливые, доброжелательные и спокойные. Отношения между ними также очень ровные. Даже весь класс ходит с одинаковыми значками. Да и поведение их также вызывает недоумение: они не поднимают шум, если в классе нет учителя, не сбивают с ног друг друга на переменах. Даже как все подростки ходят в кружки: кто-то в театральную студию, кто-то в кружок мягкой игрушки, кто-то  занимается даже конным спортом, а кто-то и на баяне играет. Их интересы самые разнообразные, и при этом каждый из них чем-то обязательно занят. Поэтому, на первый взгляд, это вроде бы самые обычные ребята, но при этом есть в них все же что-то настораживающее, что беспокоит не только новеньких, но и все руководство школы. «Школа – всегда зона риска», – так объясняет эту ситуацию директор. Но при этом не остается спокойным: расспрашивает коллег, своего сына, ищет даже разгадку поведения своих непонятных подопечных и в Интернете. Они ведь никак не похожи ни на фашистов, ни на скинхедов, ни на ролевиков, ни на исторических реконструкторов… Но при этом в каждом из них скрывается какая-то тайна, которую разгадать очень сложно и непонятно. Непонятно, чего они все же добиваются. Чего от них можно ждать дальше, если их игра так и не закончится. И игра ли это на самом деле? В своем произведении Е. Мурашова не дает готовых решений и советов, она не делает никаких авторских выводов. Эти выводы помогают сделать новички. И подторговывающий наркотиками волкодиночка Тимка, и неуклюжая, домашняя, некрасивая девочка Тая, и не слишком общительный Дима, блистательный знаток математики и компьютеров, даже понятия не имеют, во что они ввязываются. Проходит немало времени, пока им удаётся справиться с неловкостью незваных гостей и найти по-настоящему «своё место в этом коллективе», вернее, в организации аларм-гвардейцев, «пограничников, спасающих общество от самоуничтожения». Не устояв перед искушением раскрыть тайну своих одноклассников, герои повести оказываются на пути понимания очень сложных механизмов в и себе, и в тех, кто их окружает. И перед каждым из них встанет необходимость сделать свой осознанный серьезный выбор. И сразу же полоса отчуждения, существовавшая между новенькими и классом, исчезла, всех объединило общее дело, нужное людям и каждому в отдельности. Читая «Гвардию тревоги» Екатерины Мурашовой, понимаешь: сложнее, глубже наше взаимодействие со всем, что нас окружает. И, если чуткой душой воспринимать мир, он покажет свою многогранность.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Батталова А.Р. ОБРАЗ ПОДРОСТКА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЕКАТЕРИНЫ МУРАШОВОЙ ГВАРДИЯ ТРЕВОГИ // Вестник науки №2 (11) том 1. С. 22 - 25. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/901 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/901



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.