'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (11) том 1
  4. Научная статья № 20

Просмотры  118 просмотров

Некрасова Е.И.

  


ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» *

  


Аннотация:
в статье представлен генезис феномена «ценностное отношение к речевой деятельности», показана важность формирования ценностного отношения к речевой деятельности для воспитания и развития полноценной, гармоничной личности, для формирования культуры учащихся.   

Ключевые слова:
образование, культура, ценностное отношение, речевая деятельность, личностнозначимый уровень, языковое существование, речевая индивидуальность   


В условиях быстроменяющегося мира, в век многообразных источников информации особо остро звучит проблема ценностного отношения к «живому» слову, проблема сохранения языка как функциональной речевой системы. Современные ученики хорошо владеют компьютерными технологиями, обращаются к Интернет-ресурсам (социальные сети), где используется особый язык общения. Все это приводит к факту обеднения речи, резкому снижению умения создавать, писать самостоятельные тексты, обесцениванию родного языка. Как справедливо отмечает доктор педагогических наук Роботова А.С.: «Ведь живая устная или письменная речь — это не файл!» [14, с. 45]. Формирование ценностного отношения к речевой деятельности в таких условиях - важнейшая задача в развитии школьников. Произведенный анализ научной литературы показал, что исследованием проблемы «ценностных отношений» занимаются ученые ряда дисциплин: философии, аксиологии, общей психологии, педагогики. Философы М.С. Каган, С.Ф. Анисимов, О.М. Панфилов, анализируя данный феномен, делают акцент на таких сущностных характеристиках, как значимость, целесообразность, необходимость. В своих работах учёные высказывают мысль, что будущее существование философии связано с аксиологией. Психолого-педагогический анализ анализируемого феномена даёт возможность утверждать, что категория «ценностное отношение» все ещё находится в стадии изучения. Исследуемое понятие стало активно употребляться в педагогической литературе с начала 1990-х годов. С развитием аксиологии оно «потеснило» понятие «ценностные ориентации», так как, согласно суждению философов (М.С. Каган и др.), конкретнее отражает суть описываемого феномена [7, с. 36]. Многочисленные академические исследования предоставляют возможность на настоящий момент дать определение рассматриваемому явлению, охарактеризовать его сущность. Безусловно, важно рассмотреть исследования анализируемого феномена в психологической литературе. С.Л. Рубинштейн трактует понятие «ценностное отношение» через «осознание оснований и смыслового содержания осваиваемых положений», через мотивы (он отождествляет их с отношением), интерес, а также деятельность, подчеркивая роль эмоциональной составляющей, которая определяет отношение, складывающееся в ходе её [15, с. 120]. Психолог Д.А. Леонтьев дифференцирует понятия «потребности» и «личностные отношения», анализируя ценностное отношение посредством квалификации последних. Автор выделяет социальные, абсолютные, идеальные отношения, соотносящиеся с личными или культурными эталонами, никак не сопряжённые с сиюминутной ситуацией, не доступные насыщению и дезактуализации, не обязательно осознаваемые [11, с. 3]. Трактовка ценностного отношения через призму «личностного отношения» дополняет наше понимание данного феномена. Таким образом, психологи акцентируют внимание на следующих важных характеристиках: личностная значимость, потребность, интерес, деятельность.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Некрасова Е.И. ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» // Вестник науки №2 (11) том 1. С. 68 - 75. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/914 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/914



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.