'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (11) том 1
  4. Научная статья № 27

Просмотры  102 просмотров

Волощенко А.А.

  


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основы организационно-правовых основ финансирования здравоохранения, анализируются основные законодательные акты   

Ключевые слова:
здравоохранение, государственные (муниципальные) услуги, финансовое обеспечение   


Обеспечение предоставления населению качественных государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения требует улучшения действующей нормативной правовой базы, которая регламентирует порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения, а также порядок функционирования учреждений здравоохранения на государственном рынке. Посредством принятия различных нормативно-правовых актов государством проводится регулирование рынка услуг в сфере здравоохранения, реализуется социальная политика, направленная на обеспечение населения доступными и качественными услугами учреждений здравоохранения. В связи с этим, исследование действующей нормативно-правовой основы функционирования рынка государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения необходимо для совершенствования в целом системы организационно-правовых методов регулирования деятельности в сфере здравоохранения страны в рыночных условиях. Анализируя организационно-правовые основы финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения, в первую очередь, необходимо обратиться к нормативной базе, регулирующей общественные отношения в рассматриваемой сфере. Основы и механизмы бюджетного финансирования государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения предусмотрены нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и иными нормативными актами. Введение в России с 1993 г. медицинского страхования, в связи принятием 28 июня 1991 года Закона РФ № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», явилось началом изменения порядка и принципов финансового обеспечения учреждений здравоохранения и оказываемых ими услуг. В статье 6 указанного нормативного акта были определены основные права граждан, например: на получение медицинской помощи на всей территории Российской Федерации; на выбор медицинского учреждения и врача на договорных условиях; на получение медицинских услуг на условиях заключенных договоров (независимо от размера оплаченного страхового взноса); на выбор медицинской страховой организации [2]. К сожалению, многие положения Закона РФ № 1499-1 не реализовались на практике, что определило необходимость принятия 29 ноября 2010 года нового Федерального закона № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Федеральный закон № 326-ФЗ обозначил новый этап в реорганизации финансирования медицинских услуг. В ст. 9 указанного нормативного акта определены субъекты и участники системы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). К субъектам отнесены застрахованные лица, страхователи и Федеральный фонд ОМС. Участниками считаются территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации и медицинские учреждения [3]. Хочется отметить, что в Российской Федерации до 2011 года финансирование здравоохранения являлось многоканальным, т.к. в качестве источников финансового обеспечения учреждений здравоохранения использовались бюджетные средства федерального, региональных и муниципальных уровней, средства Фонда ОМС, добровольного медицинского страхования и личные накопления граждан. По требованиям Федерального закона № 326-ФЗ с 2013 г. начал осуществляться поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинских  организаций по полному тарифу за счет средств ОМС. В рамках пилотного проекта одноканальное финансирование здравоохранения преимущественно через систему ОМС началось еще в 2007-2008 гг. в 12 субъектах РФ, т.е. до принятия в 2010 г. Федерального закона № 326-ФЗ. Доля финансирования расходов на здравоохранение за счет средств ОМС должна была составить в регионах – участниках пилотного проекта не менее 60%. Одноканальная система финансирования предлагает сосредоточить все средства для финансирования государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения по базовой программе в территориальном фонде ОМС. На практике такой механизм должен покрывать все расходы медицинских организаций и быть выгодном для учреждений здравоохранения. Для обеспечения обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения постановлением Правительства РФ ежегодно утверждается Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа определяет средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в единицах объема в расчете на одного жителя в год, по базовой программе ОМС - в расчете на одно застрахованное лицо, а также средние нормативы затрат на единицу объема медицинской помощи. На основе показателей федеральной программы региональные органы управления ежегодно формируют территориальные программы государственных гарантий. Рассматривая организационные основы финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения, можно отметить, что бюджетные средства по-прежнему остаются наиболее крупным источником финансирования. Бюджетные средства в значительной степени обеспечивают выполнение государственных гарантий, которые нашли закрепление в ст. 41 Конституции Российской Федерации, на получение населением бесплатной медицинской помощи. В результате перехода системы здравоохранения на одноканальное финансирование, нагрузка по финансированию государственных (муниципальных) услуг в сфере здравоохранения постепенно смещается с бюджетных средств на средства системы ОМС.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Волощенко А.А. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Вестник науки №2 (11) том 1. С. 100 - 103. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/922 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/922



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.