'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (11) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  149 просмотров

Кокоришвили Т.И.

  


БУСЛАЕВ Ф.И. И СРЕЗНЕВСКИЙ И.И. О ПРИНЦИПАХ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются принципы обучения родному (русскому) языку, о которых говорится в работах известных учёных-методистов XIX в. Ф. И. Буслаева и И. И. Срезневского   

Ключевые слова:
лингвометодика, родной (русский) язык, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, принципы обучения родному языку   


В XIX веке лингвометодика приобрела в России статус самостоятельной научной дисциплины. Это стало возможным благодаря научно-педагогической деятельности таких — поистине уникальных! — личностей, как Ф. И. Буслаев и И. И. Срезневский. Оба исследователя были убеждены: именно родной язык есть источник истинно гуманистического образования, средство раскрытия всех нравственных сил учащихся. Учёные выступали против схоластики и догматизма в изучении родного языка, против подавления живой мысли ученика; считали необходимым учитывать возрастные, психологические и прочие особенности учащихся (то есть учитывать, если использовать современную терминологию, фактор адресата). В методических работах Ф. И. Буслаева и И. И. Срезневского много внимания было уделено также принципам обучения родному (русскому) языку. Безусловно, что именно эти идеи лежат в основе современной лингвометодики. И в наши дни «не что иное, как принципы определяют выбор обучающим всех, по М.Н. Скаткину, «частных шагов», направленных на достижение поставленной цели» [Вострикова 2015: 206]. Одним из важнейших принципов методики был и остаётся принцип единства обучения и воспитания учащихся. Формирование языка ребёнка, утверждал Ф.И. Буслаев, находится в нерасторжимой связи с формированием его личности, и потому единство законов самого языка как объекта познания и личности ученика как познающего субъекта проявляется в преподавании этого предмета с большей полнотой и органичностью, чем в преподавании любой другой дисциплины. «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить ему — значит вместе и развивать духовные способности учащегося», — писал Ф.И.Буслаев в работе «О преподавании отечественного языка» [Буслаев 1992] В работе «О воспитании в начальном обучении родному языку» Ф.И. Буслаев призывает отказаться от традиционной латино-школярной методы обучения. Исследователь полагает, что при таком подходе русскому языку учат, как языку чуждому и неизвестному. В этом случае обучение ограничивается только лишь преподаванием, нисколько не касаясь вопросов воспитания. Непродуктивным Фёдор Иванович считает и другую крайность обучения отечественному языку — так называемую «наглядность», при которой учитель, по словам учёного, превращается в дядьку: вместо падежей и предлогов объясняет детям, что такое корыто и почему на улице бывает грязно. В этом случае обучение родному языку переходит в воспитание, отбросив всякое учебное значение. Учитель-словесник должен, по мысли Ф.И. Буслаева, одновременно уметь и обучать, и воспитывать, развивать и упражнять все способности учащихся, памятуя о личности ученика: «наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается» [Буслаев 1992: 324]. Один из важных частнометодических принципов, как известно, состоит в опоре на чувство родного языка. Об этом принципе много говорили исследователи 2-й половины XX в. (см., например, работы Л.П. Федоренко). Между тем именно в работах Ф.И.Буслаева находим подробное обоснование данного принципа. «Обучение родному языку, — утверждает Ф.И.Буслаев, — должно основываться на предшествовавшем развитии понятий и дара слова детей» [Буслаев 1992: 330]. Всё, что ребёнок знает о жизни, он узнал из родного языка. Знания о языке он получает от родителей, которые учили его говорить, называть вещи и явления своими именами. Именно через язык ребёнок учится понимать себя и жизнь вокруг. Он учится рассуждать и мыслить, выражать своё мнение посредством языка. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кокоришвили Т.И. БУСЛАЕВ Ф.И. И СРЕЗНЕВСКИЙ И.И. О ПРИНЦИПАХ ОБУЧЕНИЯ РОДНОМУ ЯЗЫКУ // Вестник науки №2 (11) том 2. С. 28 - 31. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/947 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/947



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.