'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (11) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  155 просмотров

Колегичев К.М., Хребтов Н.А.

  


РЕФОРМЫ ПЕТРА I КАК КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ *

  


Аннотация:
в статье представлен краткий обзор реформ Петра I в области культуры и образования. В работе рассмотрены основные положения, последствия и противоречия проводимой внутренней политики в первой четверти XVIII века   

Ключевые слова:
Петр I, Немецкая слобода, Архангельск, реформы Петра, реформа образовани   


В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с «европеизацией» русской культуры [3]. Новые западноевропейские идеи и ценности насильственно внедрялись, насаждались во все сферы жизни русского дворянства – главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями – Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения задач внешней политики [4]. После первого путешествия за границу Петр задался целью перенести в Россию европейские институты, обычаи, формы общения и развлечений. Царь – преобразователь требовал от своих подданных преодолеть себя, демонстративно отступиться от обычаев отцов и дедов и принять европейские установления как обряды новой веры. Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в Немецкую слободу в Москве, где он обрел первых друзей [1]. Немецкие слободы существовали не только в столичных городах России, но и в других городах, где государство «открывало двери» для торговли с иностранцами. Как правило, это были портовые города, например, Архангельск – город на севере страны. Архангельск и другие порты являлись проводниками европейских влияний. Обосновавшиеся здесь в Немецкой слободе немцы, англичане, норвежцы и многие другие национальности внесли огромный вклад в формирование культуры россиян. Слобода была местом межкультурных коммуникаций местного населения с иноземцами. Следует отметить, что коммуникации между российскими и иностранными жителями города носили разный характер, например, современники петровских реформ отмечали регулярные «битвы» русской молодежи с иноземцами [3, с. 74-75]. На следующий день после приезда из-за границы в 1698 году царь–реформатор выступил в роли цирюльника, велев принести ножницы, и начал обрезать бороды у шокированных этой выходкой бояр. Для Петра борода стала символом ненавистной старины. Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление. Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения «великого посольства» Петр вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взяв ножницы для укорачивания рукавов. В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем году было запрещено носить русское платье, его изготовление и продажа карались законом, предписывалось носить немецкую обувь – сапоги и башмаки. Это было сознательное противопоставление нового, современного,  удобного – старому, архаичному. Очевидно, долгие годы только насилием можно было поддерживать новые моды и нравы [2]. Пётр ясно осознавал необходимость просвещения и образования (особенно после военных неудач конца XVII века). Были созданы школы математических и навигационных наук, артиллерийская, инженерная и медицинская, морская академия и т.д. [1]. Но русским дворянам нелегко давалось европейское обучение, так как они родились и выросли еще в допетровской Руси и воспитывались в соответствии с традиционными ценностями и православной догматикой. Поэтому русский дворянин в петровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца, которому следовало во взрослом состоянии обучаться тому, что люди обычно получают в раннем детстве. Петр понимал, что обучить своих подданных новому «языку» с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия и руководства по обучению «правильному» поведению. Подлинным пособием для дворянина стало, так называемое, «Юности честное зерцало». Задачей данного сочинение было создать новую модель поведения светского человека, избегающего дурных компаний, пьянства, грубости, придерживающегося европейских манер. Книга внушала, что благовоспитанный молодой человек должен отличаться тремя добродетелями: приветливостью, смирением и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать, быть красноречивым и начитанным и т.д. И стоит отметить, что «русские мужики» были далеки от данного европейского идеала. Из данного пособия видно, что для русских дворян иностранное должно стать нормой и «владение иностранными языками повышали социальный статус человека». Дворянство становилось привилегированным сословием. Успех своих реформ Петр связывал с формированием нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями [4].

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Колегичев К.М., Хребтов Н.А. РЕФОРМЫ ПЕТРА I КАК КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ // Вестник науки №2 (11) том 2. С. 32 - 35. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/948 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/948



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.