'
Нальгиева Х.Х.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» *
Аннотация:
в данной работе рассматривается фантастический реализм в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Ключевые слова:
Михаил Булгаков, фантастика, реализм, роман
М.А. Булгаков начал работу над романом «Мастер и Маргарита» в 1928 году. Он всегда полагал, что это произведение является более значимым в его творчестве. М. Булгаков смог сопоставить отрицательных героев с целостным видом сатирической круговерти жизни, а также заинтересовать читателей, чтобы они проявили настоящую интерес к фантастике. Это не считается противоречием основам реалистической эстетики или чем-то новым. Новыми становятся только цели, которым и обращается М. Булгаков, сопоставляя настоящее и нереальное. Для русской литературы являлась трудной задачей сделать в романе целый сатирический вид. Писатель пришел к разрешению данной проблемы, применяя всевозможных различных форм. Нужно отметить, что «Мастер и Маргарита» для русской литературы явился революционным романом. Фантастика дается на сугубый реализм, миф на историческую достоверность, философия на демонизм, романтику на клоунаду. Это храброе и необычное слияние мифического и реального, трагического и комичного в одном произведении ставит роман М. А. Булгакова в ряд оригинальных явлений вселенской культуры. Роман М. А. Булгакова не похож на исторический, в нем не демонстрируются связи эпох и культур по причинно-следственным законам. Прошедшее и настоящее не элементарно сосуществовали в «Мастере и Маргарите», но давали собой целое бытие, безгранично длящееся мероприятие не исторического, невозможного воздействия. Уже в первых главах романа Булгаков без какого-либо насилия над нашим фантазией объединяет вблизи высочайшее и невысокое, временное и вечное. «Я - мистический писатель», говорил он, называя своим учителем Н. В. Гоголя.В. В. Лакшин обнаружил, собственно что «Булгаков обнаруживает истинные чудеса и мистику там, где их не достаточно кто лицезреет в обыденщине, которая иногда выделывает шуточки постраннее выходок Коровьева. Это и есть ведущей метод, ведущей рычаг булгаковской сатиры, дивной по собственной форме, как сатира Щедрина, но потому не наименее реальной в собственном содержании...». Одним из основных художественных основ романа делается конфликт общественной и бытовой действительности Москвы 30-х годов с шайкой Воланда, способной органично подключиться в данную действительность и взорвать ее изнутри. Конфликт бытового с фантастическим создает эстетически значимое возражение. Таким образом, Булгаков создает новое эстетическое качество реализма: он обращается к мистике, противопоставляя ее плохой реальности. Он высмеивает самодовольную крикливость разума, убежденного в том, собственно что он сделает истинный чертеж будущего, рациональный прибор всех человечных отношений и гармонию в душе самого человека. Когда Воланд думает о кирпиче, который ни разу и никому элементарно например на голову не упадет, он отторгает не элементарно наивную философию слепого варианта. Он заявляет тотальную причинно-следственную связь между событиями и явлениями, то есть ту связь, которая утверждалась классическом реализмом. Когда он думает о том, кто управляет всем распорядком на земле и отказывает в данном праве человеку, он отторгает самоуверенность русских исторических концепций и заявляет предопределенность. Булгаков устами своего необычного героя определяет свои эстетические основы. Следование нравственному закону или же отступление от него напрямик предназначает в романе участи героев. Безбожие Берлиоза тянет незамедлительную погибель и лишает его надежды на бессмертие. Но эту судьбу он предназначил для себя сам, Воланд только дает ему возможность получить по собственной вере. На балу у сатаны получает свое и барон Май-гель, политический доносчик и осведомитель, чью кровь пьет Воланд из черепа Берлиоза. В
Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 2
Ссылка для цитирования:
Нальгиева Х.Х. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» // Вестник науки №2 (11) том 2. С. 46 - 49. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/952 (дата обращения: 28.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*