'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (11) том 2
  4. Научная статья № 20

Просмотры  181 просмотров

Хребтов Н.А., Колегичев К.М.

  


РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА II *

  


Аннотация:
в статье представлен краткий обзор одной из выдающихся реформ императора Александра II – реформа образования в Российской империи   

Ключевые слова:
реформа образования, начальное народное училище, гимназия, университет, преподавание иностранных языков   


Мы часто слышим об эпохе «Великих реформ» Александра II. Их итогом явилась отмена крепостного права, унификация судебной системы, реорганизация и модернизация армии и т. д. Однако, не уделяют должного внимания проведенной реформе образования. Реформе, которая была фундаментом для всех последующих, после отмены крепостного права, преобразований. Реформировались все уровни образования: начальное, среднее и высшее. 14 июня 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». В училища с этого момента стали принимать детей всех сословий, преподавание велось только на русском языке. Начальные школы могли открываться общественными учреждениями и частными лицами, которые принимали на себя обязательства по материальному обеспечению учебного заведения. Однако для открытия начального народного училища требовалось разрешение особого органа – уездного училищного совета. Правительство контролировало содержание начального образования, главной целью которого было «утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [1]. В рамках реформы образования среднего звена 19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Гимназии разделялись на классические и реальные с одинаковым семилетним сроком обучения. С формальной точки зрения, доступ в гимназии был открыт представителям всех сословий вне зависимости от их вероисповедания. Однако обучение было платным, поэтому в гимназиях, в основном, учились дети привилегированных сословий. Так, в классических гимназиях в 1874 г. дети дворян и чиновников составляли 59%, а в реальных гимназиях – 53%, а дети крестьян – 5% и 7% соответственно. Классические гимназии готовили учеников к поступлению в университеты без экзаменов. Реальные гимназии готовили своих выпускников к поступлению в высшие технические учебные заведения [5]. Существенные изменения произошли и в сфере высшего образования. В 1863 г. был утвержден новый университетский устав, четвертый по счету в истории государства, ставший самым либеральным университетским уставом в царской России. Согласно Уставу, каждый университет имел четыре факультета – историкофилологический, физико-математический, юридический и медицинский (устав 1835 г. предусматривал в составе университетов три факультета – философский, юридический и медицинский). Устав четко регламентировал структуру каждого факультета. Университеты получили широкую автономию. Должности ректора, проректоров и деканов были выборными с последующим утверждением министром народного просвещения. Университетам было предоставлено право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы учебные пособия. Книги, рукописи и повременные издания, получаемые университетами из-за границы, не подлежали цензуре. В университеты принимались молодые люди, достигшие семнадцатилетнего возраста и окончившие успешно гимназический курс или сдавшие экзамен в гимназии и получившие об этом аттестат. Обучение в университетах было платным. Срок обучения на всех факультетах составлял четыре года, за исключением медицинского факультета, где студенты учились пять лет [4]. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хребтов Н.А., Колегичев К.М. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА II // Вестник науки №2 (11) том 2. С. 74 - 77. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/960 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/960



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.