'
Дзахова В.Т., Тедеева А.Т.
КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ПОЭТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА СБОРНИКА К.ХЕТАГУРОВА «ИРОН ФЁНДЫР») *
Аннотация:
в статье на основании анализа использования колоративной лексики в стихотворениях основоположника осетинской литературы К.Л. Хетагурова доказывается, что данный вид лексики точно отражает настроение и мировоззрение автора в момент написания произведений. Переживания за угнетенное состояние своего народа, за бедность и беспросветное существование осетин – именно эти факторы послужили причиной черно-белой окраски стихотворений, вошедших в сборник «Ирон фандыр» («Осетинская лира»)
Ключевые слова:
осетинский язык, лингвокультурологическое исследование, колоративная лексика
В жизни человека, как правило, цвет всегда обладал большим значением. Справедливо, поэтому, что в современном языкознании наблюдается интерес к изучению лингвистики цвета. Одним из направлений лингвистических исследований цветообозначений является исследование колоративной лексики в художественных произведениях. Среди лингвистов, занимающихся данной проблематикой, можно назвать Л.И. Донецких, С.В. Бобыль, Л.Ф.Соловьеву, Ю.В. Кондакову и др. Несмотря на разный материал, все исследователи сходятся во мнении, что колоративная лексика в художественных и поэтических произведениях является формулировкой мысли автора. Она свидетельствует как о смысловом значении, так и позволяет проникнуть во внутренний мир писателя и поэта. Колоративная лексика помогает понять экспансивное состояние автора в момент работы над произведением, выступая в тексте в роли сравнений, символов и метафор, имплицитно передающих взгляд автора к обрисовываемому объекту, явлению. Исследования колоративной лексики актуально также в силу того, что система цветообозначений является культурным кодом с «национально-специфическими» особенностями и занимает особое место среди других символов национальной культуры, отраженной в языковой картине мира, а значит, и в языке. Исследование колоративной лексики в художественных произведениях дает лингвисту возможность не только проникнуть во внутренний мир автора, но, что наиболее важно, воссоздать целую эпоху. Не случайно материалом исследования символики колоративной лексики в осетинском языке является сборник стихов основоположника осетинского литературного языка Коста Левановича Хетагурова «Ирон фæндыр». Опубликованный впервые в 1899 году во Владикавказе, сборник по сей день является общепризнанным шедевром осетинского поэтического искусства. Логично предположить, что Коста, великолепно владевший осетинской поэтической речью, использовал в своих стихотворениях колоративную лексику, наделяя ее определенной, свойственной осетинскому языку символикой, отражающей его мироощущение и настроение в момент написания.
Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 3
Ссылка для цитирования:
Дзахова В.Т., Тедеева А.Т. КОЛОРАТИВНАЯ ЛЕКСИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ПОЭТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА СБОРНИКА К.ХЕТАГУРОВА «ИРОН ФЁНДЫР») // Вестник науки №2 (11) том 3. С. 21 - 25. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/975 (дата обращения: 24.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*