'
Куликова М.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *
Аннотация:
в работе представлено теоретическое изучение двигательных практик и дано обоснование использованию двигательных практик в процессе формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в рамках логопедических занятий
Ключевые слова:
речь, темпо-ритмическая сторона речи, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, ОНР, двигательные практики, общая и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие, координация речи с движением, высшие психические функции
УДК 376
Куликова М.В.
учитель-логопед
МКУ "Детский дом «Родник»
(г. Таштагол, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ
ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: в работе представлено теоретическое изучение двигательных практик и дано обоснование использованию двигательных практик в процессе формирования темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в рамках логопедических занятий.
Ключевые слова: речь, темпо-ритмическая сторона речи, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, ОНР, двигательные практики, общая и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие, координация речи с движением, высшие психические функции.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что темпо-ритмическая сторона речи является важной составляющей для дальнейшего успешного речевого и физического развития ребенка. Одним из необходимых качеств правильной речевой активности является ее темпо-ритмическая выразительность. Темп и ритм речи играет важную роль в ее формировании и восприятии. Полноценное и своевременное овладение речью считается важным условием становления полноценной психики у ребенка и дальнейшего правильного её развития.
Нарушение развития темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи принято считать достаточно распространенным явлением, которое возникает у детей в раннем возрастном периоде, в момент активного формирования и развития речи.
Речь и движение неразрывно связаны между собой. При неполноценной двигательной активности происходит замедление развития речевой деятельности, а также всех высших психических функций ребенка [1]. Формирование темпо-ритмической стороны речи, развитие тонкой мелкой моторики и общей моторики имеет огромное значение при обучении ребёнка с ОНР.
По мнению Т. Б. Филичевой, несовершенства в развитии мелкой и общей моторики детей с общим недоразвитием речи влияют на точность и плавность движений, их быстроту, дифференцированность и переключаемость [2]. Такие дети не способны к быстрой и точной переключаемости движений, имеют трудности при дифференцировании движений рук и ног, движения неловкие, скованные, несинхронные. У них отмечается слабый речевой выдох, темп речи ускоренный или замедленный, речь таких детей невнятна и прерывиста, модуляции голоса слабые. Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в нахождении отдельных поз, проявляется неустойчивость во время прыжков на одной ноге, присутствует трудность удержания равновесия, ограничен объём активных движений, несформированность чувства ритма и темпа, нарушена пространственная организация, нарушается контроль за собственными действиями, недостаточно сформирована мимическая моторика.
В связи с этим, возникает проблема дополнительного изучения особенностей формирования темпо-ритмической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи, посредством дополнительной стимуляции и развития двигательной сферы ребенка.
При коррекции и развитии темпа и ритма речи важно выполнять специальные упражнения на мелкую и общую моторику с использованием слухового контроля и ритмических движений, необходимо тренировать способность различать разнообразные ритмические рисунки и сознательно подчинять им свои движения, на этом и выстраивается качество речевой активности ребенка.
В работу следует включать упражнения на межполушарное взаимодействие, которые в свою очередь отвечают за синхронизацию работы полушарий, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, физические элементы, направленные на нахождение отдельных поз, удержание равновесия, координацию движений (в том числе координацию речи с движением), на способность переключения с одного движения на другое, на зрительно-пространственную ориентацию, оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела и тп. А также использование танцевальных элементов, сюжетно-образных движений, игр со звуками направленных на развитие слухового восприятия и фонематического слуха, воспроизведение стихотворных текстов в сочетании с двигательными практиками сопряжённые с рифмовкой. Наряду с этим необходимо осуществлять работу над правильным речевым и неречевым дыханием, развитием двигательных артикуляционных навыков, эмоционально-волевой сферой и речью ребенка.
Для результативности работы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, следовать принципу подачи упражнений «от простого к сложному», занятия осуществляются строго в режиме, упражнения проводятся по специально разработанным комплексам с учетом диагностики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3
Ссылка для цитирования:
Куликова М.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ФОРМИРОВАНИИ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 9 - 12. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9761 (дата обращения: 09.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*