'
Пашкова В.В., Колчина О.Л.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЧАСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ *
Аннотация:
в статье рассматривается механизм социального партнерства, его роль в процессе профессиональной подготовки студентов СПО – будущих специалистов в области педагогики и образования
Ключевые слова:
социальное партнерство, качество образования, профессиональное образование
УДК 377.8
Пашкова В.В.
преподаватель
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
(г. Астрахань, Россия)
Колчина О.Л.
канд. псих. наук, преподаватель
ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»
(г. Астрахань, Россия)
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЧАСТЬ ПРОЦЕССА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация: в статье рассматривается механизм социального партнерства, его роль в процессе профессиональной подготовки студентов СПО – будущих специалистов в области педагогики и образования.
Ключевые слова: социальное партнерство, качество образования, профессиональное образование.
В современной России высокопрофессиональная деятельность рассматривается как катализатор общественного прогресса. На сегодняшний день мы как никогда нуждаемся в качественном обновлении структуры социально-экономических отношений через подготовку специалистов, владеющих новыми и прогрессивными производственными технологиями, быстро схватывающих всё передовое в разносторонней жизни общества, обладающих устойчивыми позициями в модусе профессиональной деятельности.
Стремление к позитивным изменениям отразилось на преобразованиях, направленных на повышение качества образования всех ступеней (школа, СПО, ВУЗ). Актуальным является поиск наиболее продуктивных способов формирования необходимых личностных качеств и профессиональных компетенций у будущих специалистов.
В широком смысле слова, образование - процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому» [1, с. 85]. Соответственно, основой образования должен стать эффективный механизм социального взаимодействия и партнерства, который реализуется через консолидацию образовательных ресурсов и педагогических условий профессиональных образовательных учреждений, учреждений культуры и иных организаций, заинтересованных в качественной подготовке будущих специалистов в различных сферах.
Особо ценным в этом смысле является взаимодействие с базами производственных практик, на которых осуществляется целенаправленная передача накопленного практического опыта действующего специалиста – будущему. Проблему повышения качества профессионального образования невозможно эффективно разрешить без устранения существующего противоречия между качеством подготовки специалистов и современными потребностями производства. Ситуация, при которой работодатель самоустраняется от участия в образовательном процессе и позиционирует себя преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров, чревата возникновением непреодолимой пропасти между реальным и ожидаемым выпускником системы СПО.
В Астраханском социально-педагогическом колледже (далее – АСПК) за многие годы выстроена эффективная система социально партнерства со многими организациями города и области. Благодаря ей решаются вопросы подготовки будущих специалистов в области педагогики (учителя начальных классов, учителя физической культуры, воспитатели дошкольных образовательных учреждений) и социальной работы (специалисты по социальной работе). Прочные связи со многими образовательными учреждениями и учреждениями социальной защиты помогают своевременно обновлять содержание практической подготовки, совершенствовать процесс овладения профессиональными компетенциями, способствуют выстраиванию взаимодействия студентов колледжа с действующими специалистами на основе общих профессиональных интересов, делают процесс вхождения в профессию максимально осознанным.
В процессе практической подготовки будущих учителей механизм взаимодействия реализуется через объединение имеющихся образовательных ресурсов школ и колледжа. Под образовательными ресурсами подразумевается учебно-методическое, научно-методическое и нормативное обеспечение образовательного процесса, материально-техническая база, кадровые ресурсы. Так, студенты колледжа в процессе прохождения учебных и производственных практик имеют доступ к нормативным актам школы; используют имеющуюся в учебном кабинете литературу (учебники, методические пособия и др.); используют технические средства школы (автоматизированное рабочее место учителя). В качестве наставников будущих специалистов выступают действующий учителя, многие из которых имеют высшую квалификационную категорию, большой стаж работы по специальности.
На базе городских и областных образовательных организаций проводятся практические и методические семинары, мастер-классы, круглые столы, посвященные актуальным вопросам образования. Сотрудники вышеозначенных организаций активно привлекаются к участию в ежегодной научно-практической конференции для студентов и педагогов, инициатором и организатором которой является АСПК. Многие из этих организаций становятся базами прохождения преддипломной практики, выступают в качестве базы опытно-практического исследования студента-выпускника. Богатый практический опыт учителей и специалистов, их профессиональная деятельность становятся объектом изучения и обобщения студентами колледжа.
Немаловажную роль в процессе подготовке будущих учителей играет социальное партнерство с учреждениями культуры. Развитие необходимых личностных качеств невозможно реализовать вне процесса собственно личностного роста обучающегося. Для полноценного становления будущему учителю необходимы не только интеллектуальные качества, но и морально-нравственная зрелость, развитые духовность и эстетический вкус.
С этой целью организуется участие студентов в мероприятиях на базе Астраханской областной научной библиотеки им. Крупской, посещение культурных мероприятий (концерты, спектакли, выставки) Астраханского государственного театра Оперы и Балета, Астраханского драматического театра, Астраханской картинной галереи и др.
Таким образом, социальное партнерство является частью профессиональной подготовки специалистов и способствует повышению качества профессионального образования. Обучающиеся осваивают необходимые профессиональные компетенции непосредственно в производственной среде. Вход в профессию происходит постепенно, что способствует повышению осознанности и мотивации к дальнейшей трудовой деятельности. Благодаря взаимодействию с организациями культуры создаются необходимые условия для саморазвития и духовного обогащения личности будущих специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3
Ссылка для цитирования:
Пашкова В.В., Колчина О.Л. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ЧАСТЬ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 22 - 26. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9763 (дата обращения: 09.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*