'
Иванова А.А.
ПРОВЕДЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ *
Аннотация:
в данной статье анализируется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры
Ключевые слова:
прокуратура, правовая экспертиза, борьба с коррупцией
УДК 34
Иванова А.А.
Университет прокуратуры Российской Федерации
(г. Москва, Россия)
ПРОВЕДЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ
Аннотация: в данной статье анализируется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органами прокуратуры.
Ключевые слова: прокуратура, правовая экспертиза, борьба с коррупцией.
Вопросы борьбы с коррупцией - это, для начала, вопросы, улучшения законодательства. Успех по пресечению проявлений коррупции в обществе зависит от уровня проработанности законодательства, которое не должно содержать правовых пробелов и коллизий права.
Постоянное противодействие распространению коррупции можно объяснить тем, что для государства важно поддержание внутреннего суверенитета путем предотвращения возникновения правового хаоса из ситуаций, которые нарушают закон самими государственными служащими, в частности, правонарушения коррупционного характера. Так, изучая выступления первых лиц государства, деятельность, чья связана с борьбой с коррупцией, можно прийти к конечному выводу, что эта деятельность ведется системно и есть определенные достижения.
Ежегодно Генеральный прокурор Российской Федерации уделяет особое внимание противодействию коррупции в докладе о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению. В докладе к Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 апреля 2023 года Краснов Игорь Владимирович отметил, что «За грубые нарушения антикоррупционных требований более полутысячи должностных лиц уволены в связи с утратой доверия».
Во время выступления И.В. Краснова на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российский Федерации 17 марта 2023 года было отмечено, что в целом работе в сфере противодействия коррупции в 2022 году уделялось пристальное внимание. На фоне сохранения основных параметров, характеризующих состояние этой преступности, втрое возросла сумма удовлетворенных судами исковых требований прокуроров к незаконно обогатившимся чиновникам. В доход государства фактически поступило 7,5 тыс. объектов имущества на сумму свыше 90 млрд рублей.
За 2022 год зарегистрировано 35140 дел коррупционной направленности. Цифра выглядит впечатляюще, пока мы не сравним её с общим количеством зарегистрированных за этот период преступлений. Всего по статистике представлено 1 966 795, то есть почти 2 миллиона зарегистрированных преступлений. В сравнении с этой цифрой 35 тысяч дел выглядят гораздо скромнее, а в процентном выражении – всего 1,8% от общего количества дел, то есть менее двух процентов.
Коррупции остается по-прежнему большой долей от общего количества дел. Поэтому стоит говорить о разработки условий для максимально возможного снижения уровня распространения коррупции, а антикоррупционная экспертиза является важным инструментом для достижения этой цели.
Исходя из системности прокурорского надзора, в перечень законов, за исполнением которых надзирают органы прокуратуры, включен также Федеральный закон «О противодействии коррупции». Согласно ст. 3 данного закона, одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетность применения мер по предупреждению коррупции, а к таким мерам, согласно ст. 6 данного закона, прямо относится проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Таким образом, законодательством закреплен приоритет антикоррупционной экспертизы как меры по противодействию коррупционным правонарушениям, в связи с чем, такая экспертиза должна проводится органами прокуратуры в рамках исполнения возложенных на нее функций.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых, в частности, мерой прокурорского реагирования в данной сфере, к которому относится требование прокурора об изменении нормативного правового акта.
В целях обеспечения прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, был издан приказ Генерального прокурора РФ от 10 октября 2022 г. № 581 «Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочии в сфере противодействия коррупции».
Активная деятельность государственных органов и организаций в сфере правового регулирования, обусловленная развитием общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности, влечет за собой издание огромного массива нормативных правовых актов. Вместе с тем, существуют определенные проблемы в области механизмов правового регулирования, которым свойственно проявляться в законодательной практике. Анализ показывает, что многие нормативные правовые акты не всегда принимаются в соответствии с установленными требованиями и процедурами.
Так, В.Н. Южаков справедливо отмечает, что нередко правовые формулы, создающие возможности конкретных коррупционных практик, новые коррупционные рынки закладываются в нормативных правовых актах заинтересованными лоббистами.
В данной сфере сотрудникам прокуратуры рекомендовано руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в котором закреплен перечень коррупциогенных факторов, имеющие сложную и многогранную сущность, о чем свидетельствует их многообразие. В данном акте отсутствует порядок проверки, поэтому предлагается дополнить акт регламентированным порядком действий по проверке акта на коррупциогенность. В частности, «пошагово» изложить инструкцию по порядку поиска норм, содержащих коррупциогенные факторы, привести примеры таковых.
Изучая состояние законности и прокурорского надзора в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, сделан вывод, что для выявления эффективности применения той или иной процедуры сложилась практика обращения к статистическим данным, которая успешно ведется в сфере данных правоотношений, но следует учитывать, что количественные показатели зависят от активности самого законодателя, а критерием эффективности будет являться количество удовлетворенных исковых заявлений прокурора о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза является неотъемлемой составляющей реализации прокуратурой возложенных на нее функций. В этой связи, актуальным является разрешении указанных правовых проблем для обеспечения эффективной деятельности органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3
Ссылка для цитирования:
Иванова А.А. ПРОВЕДЕНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 46 - 50. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9767 (дата обращения: 09.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*