'
Галлямова Л.Г.
НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ *
Аннотация:
в работе проанализированы законодательные аспекты процедуры ресоциализации осужденных в рамках функционирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Указаны существующие проблемы в нормативном регулировании, а также пути их решения в целях повышения качества социальной адаптации осужденных
Ключевые слова:
ресоциализация, социальная адаптация, социальная помощь, психосоциальная коррекция
УДК 34
Галлямова Л.Г.
Саратовская государственная юридическая академия
(г. Саратов, Россия)
НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР
РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Аннотация: в работе проанализированы законодательные аспекты процедуры ресоциализации осужденных в рамках функционирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Указаны существующие проблемы в нормативном регулировании, а также пути их решения в целях повышения качества социальной адаптации осужденных.
Ключевые слова: ресоциализация, социальная адаптация, социальная помощь, психосоциальная коррекция.
Постпенитенциарная адаптация, значимость которой невозможно переоценить, в особенности в условиях стабильности позиций ежегодного прироста рецидивной преступности, дает нам право анализировать постфактум достижения по ст. 1 УИК РФ целей уголовно-исполнительного законодательства - исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых преступлений [2]. Данные цели реально достижимы с применением исправительных и профилактических мер, как предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством, так и тех, относительно которых ученые-правоведы ведут многочисленные споры.
На данный момент основой уголовно-исполнительного законодательства России и в динамике его применения деятельность исправительных учреждений являют собой международные стандарты и правила обращения с заключенными. Стержнем указанных положений выступает ресоциализация осужденных, которая является главной задачей пенитенциарных учреждений.
Ресоциализация выражается в использовании ряда мер нравственного, психологического, духовного, правового, организационного, воспитательного и иного характера, которые воздействуя на осужденных, изменяют их моральную ориентацию в сторону общепризнанных нравственных ценностей, исключают негативные последствия разрыва социальных связей, укрепляют результаты исправления, вовлекают лиц, отбывших наказание, в позитивные социальные связи, активно содействия им после освобождения [8, с. 145].
Значительные темпы роста рецидивных преступлений определяют важность мер социальной адаптации в отношении лиц, отбывающих наказание, либо в отношении освобожденных от отбывания наказания. К ним, к примеру, относятся цели социальной адаптации (восстановление связей с семьей, трудоустройство), медико-социальная (прохождение лечения, помещение в специализированные учреждения), социальной защиты (оказание материальной, правовой помощи, содействие в бытовом устройстве и т.д.) [10, с. 430].
Законодательное регулирование указанных средств рассматривается в ряде нормативных актов. Так, основные принципы социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, определены в Федеральном законе от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [4], а также в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [3].
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 24 Федерального закона № 182-ФЗ социальная адаптация осуществляется, в том числе, посредством предоставления лицам, нуждающимся в социальной адаптации, социальных услуг в организациях социального обслуживания [4]. Однако главная проблема применения указанных законов заключается в том, что законодателем не определены в качестве субъектов получения необходимых гарантий лица, освободившиеся из исправительных учреждений. Исходя, из вышеизложенного данная категория граждан может воспользоваться услугами в сфере социального обеспечения лишь на общих основаниях, что несколько усложняет процесс их адаптации.
В качестве одного из важнейшего аспектов адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, рассматривается также и трудовое обеспечение. Нормативным актом, регулирующим указанную область гарантий выступает постановление Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 362 «О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан», которое устанавливается частичную компенсацию затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных безработных граждан, в частности относящихся к категории лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы [6]. К тому же приказ Минюста России от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» [7]. определяет порядок оказания администрацией исправительного учреждения содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также иной помощи осужденным.
В соответствии со ст. 72 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. [1], указывается, что на всех осужденных налагается обязанность трудиться. Также данные положения находят свое отражение в аналогичной обязанности в ст. 103 УИК РФ [2].
Однако вне рамок установленных правовых границ данные нормативные положения в полной мере не соблюдаются. В настоящее время больше половины осужденных не привлечены к трудовой деятельности в силу назревшего производственного кризиса.
Администрация исправительного учреждения в соответствии со своей нормативной обязанностью обязана осуществлять контроль за осуществлением трудовой функции осужденных, в том числе и после их освобождения. К тому же в рамках подготовки к постпенитенциарному этапу осужденные должны быть обеспечены бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда. Законодательно установлено, что им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [2] и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 80049 [5] величина единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, составляет 850 рублей. Указанный размер пособия не пересматривался с 2011 г. Разумеется, данного размера денежных средств недостаточно для удовлетворения даже первичных жизненных потребностей, тем более их крайне мало для сколько-нибудь адекватного существования до периода начала трудовой деятельности. Также стоит отметить, что у превалирующего большинства осужденных не формируется какой бы то ни было сберегательный фонд освобождения, на наличие которого указывают международные стандарты обращения с заключенными. Но в действительности данный фонд не формируется, поскольку накопления у большинства осужденных отсутствуют в силу того, большинство из них не является трудоустроенными (процент нетрудоустроенных осужденных составляет от 60 до 80 %) [9, с. 70].
Касаясь применения особенных разновидностей социальной адаптации, стоит отметить, что в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г. указывается, что для возвращения правонарушителя к нормальной жизни в обществе необходимо использовать все виды помощи, в том числе воспитательного и морального характера, применяя ее персонифицировано с учетом потребностей каждого заключенного [1].
Согласно ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ устанавливается, что осужденные имеют право на психологическую помощь [2]. Однако на практике такая помощь осуществляется достаточно формально, и не является популярной и качественно проработанной мерой, применимой в целях действительного исправления.
Исходя из вышеизложенного, делаем вывод, что государственная система ресоциализации является разрозненной. Отсутствует эффективная координация деятельности по ресоциализации и социальной адаптации как со стороны региональных органов власти, так и на федеральном уровне. Нет какой-либо взаимосвязи и единства между деятельностью органов уголовно-исполнительной системы по исправлению осужденных и постпенитенциарным влиянием на них после освобождения. Таким образом, в целях установления эффективной системы реализации и социальной адаптации, в законодательстве Российской Федерации должны быть установлены следующие нормативные изменения. Во-первых, в качестве персональных субъектов оказания социальной помощи в специальном законодательстве должны быть указаны осужденные, а также лица, освободившиеся от надзора органов и учреждений ФСИН. Во-вторых, администрация исправительных учреждений, привлекая не без государственной протекцией различного рода деятельности организации и индивидуальных предпринимателей в целях их задействования в трудовом процессе осужденных. Все осужденные должны быть реализованы правом на труд. В-третьих, в перечень социальных мер адаптации и ресоциализации должны быть включены мероприятия по психологической коррекции криминогенного поведения, а также при необходимости организация соответствующего медицинского лечения. Благодаря возможности корректировки указанных в работе законодательных пробелов, реформирование уголовно-исполнительной системы окажется довольно близким к реализации, что главенствующим образом повлияет на немаловажные факторы количественного снижения рецидивной преступности и в совокупности скажется на эффективном обеспечении общественной безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3
Ссылка для цитирования:
Галлямова Л.Г. НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В РАМКАХ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 167 - 173. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9797 (дата обращения: 09.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*