'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (65) том 3
  4. Научная статья № 44

Просмотры  108 просмотров

Кукин А.М., Новосёлов Д.О.

  


ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ КАК НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОГРАНИЧЕНИЯ, НАЛОЖЕННЫЕ НА ОБОРОТ ПРОЧИХ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ *

  


Аннотация:
в статье разобраны ограничения, связанные с введением новых законов в России, регулирующих сферу цифровых денежных средств, а также определена суть цифрового рубля и способ его учёта на счетах бухгалтерского учёта Российской Федерации   

Ключевые слова:
цифровая валюта центрального банка, цифровой рубль, бухгалтерский учёт, законодательное регулирование   


УДК 351.72

Кукин А.М.

магистр кафедры учёта и статистики

Санкт-Петербургский государственный университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Новосёлов Д.О.

магистр кафедры гостиничного дела

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ КАК НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОГРАНИЧЕНИЯ,

НАЛОЖЕННЫЕ НА ОБОРОТ ПРОЧИХ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ

 

Аннотация: в статье разобраны ограничения, связанные с введением новых законов в России, регулирующих сферу цифровых денежных средств, а также определена суть цифрового рубля и способ его учёта на счетах бухгалтерского учёта Российской Федерации.

 

Ключевые слова: цифровая валюта центрального банка, цифровой рубль, бухгалтерский учёт, законодательное регулирование.

 

В условиях конкурентного рынка организации часто стараются оперативно внедрять новые технологии, что позволяет им получить преимущество. Однако на текущий момент наблюдается недостаток нормативно-правовых актов, разъясняющих порядок учёта криптоактивов, что в купе с отсутствием серьёзной практической базы, которая могла бы ответить на множество вопросов, возникающих при попытке организаций выйти в легальное поле взаимодействия с криптоактивами, негативно сказывается на попытках государства сократить долю «серого» рынка.

Утверждать, что работа в данном направлении не ведётся, было бы ошибочно. На данный момент уже разработан законодательный базис, разъясняющий основополагающие принципы работы с криптоактивами, в частности Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ. [3] А подтверждением внимания со стороны государства к новым технологиям и готовности к изменениям служит подписанный Президентом Российской Федерации 24 июля 2023 г. Федеральный закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», утвердивший поправки в Гражданский кодекс и открывший доступ к цифровому рублю как новой форме денежных средств в Российской Федерации. [1]

Однако «опасности», свойственные криптоактивам, сделали необходимым введение, помимо разъяснений, ряда ограничений. Так, Федеральный закон о цифровой валюте  вводит прямой запрет на использование юридическими лицами, личным законом которых является российское право, филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями международных организаций и иностранных юридических лиц, компаниями и другими корпоративными образованиями, обладающими гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физическими лицами, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы и оказанные услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг). Под запрет подпадает и распространение сведений о предложении и приёме, в данном контексте, цифровых валют. Дополнительные сложности вносит Письмо Банка России от 16 марта 2022 г. N 019-12/1796 «О повышении внимания к отдельным операциям клиентов», относящее цифровые валюты к инструменту, который может быть использован для финансирования терроризма и отмывания доходов, следствием чего банкам и кредитным организациям дано распоряжение рассматривать такие сделки как подозрительные, что означает необходимость подготовки со стороны организаций-пользователей дополнительного пакета документов. [2]

Другое дело, когда речь заходит о цифровом рубле. Основные положения нового закона вступили в силу 1 августа 2023 года. Именно с этого момента Банк России и кредитные организации начнёт запуск блокчейн платформы Цифрового рубля.

Основное отличие новой формы денежных средств от криптовалюты заключается в централизации расчётов, поскольку оператором будет выступать Банк России, то есть в отличие от электронных денежных средств цифровой рубль не будет находиться на расчётных счетах коммерческих банков. Кредитные организации же будут предоставлять доступ к кошельку, например, через приложение или сайт.

Благодаря работе через единого оператора операции будут обслуживаться по единым тарифам, которые, как ожидается, будут значительно ниже текущих, за счёт снижения издержек. Помимо этого, цифровой рубль получит возможность работать без доступа к сети Интернет. В целом, единственным минусом, которым обладает цифровой рубль, является, по аналогии с наличными денежными средствами, отсутствие возможности получения дохода, как это сейчас реализовано в коммерческих банках с депозитами и процентами на остаток счёта. Для государства же преимущества заключаются в абсолютной прозрачности транзакций, а также возможности регулирования направления расходования конкретных денежных средств, что актуально, например, для материнского капитала. Однако введение цифрового рубля вызывает некоторый скептицизм, поскольку на данный момент нет серьёзных стимулов для того, чтобы люди отказались от электронных или наличных денежных средств в пользу новой технологии. Странным будет и процесс предоставления доступа со стороны кредитных организаций. Залог успеха электронных денег в Российской Федерации, по мнению автора, заключается в удобстве пользования и наличии процентов, хотя бы немного нивелирующих потери от инфляции. Расчёт цифровым рублём вряд ли будет удобнее традиционных электронных денежных средств, а поскольку они по факту исключаются из оборота банковского сектора и снижают потенциальную прибыль, маловероятно ожидать активное развитие платформы с его стороны. Цифровой рубль в основном удобен государству и служит дополнительным способом «обеления» доходов, что вкупе с остальными факторами не даёт стимулов для вовлечения людей на платформу. Однако сомневаться в том, что данное нововведение получит распространение, не стоит. Скорее всего внедрение будет осуществляться благодаря переходу самого государства на расчёты в цифровом рубле.

Как итог, что касается учёта новой формы денежных средств, серьёзных изменений для бухгалтерского учёта не ожидается, даже демонстрируемая возможность офлайн оплаты по аналогии с наличными денежными средствами, не является таковой. Кошелёк цифрового рубля всегда находится в Банке России, а с собой для офлайн покупок пользователь может взять лишь носитель с ключом к кошельку. В результате учёт осуществляется аналогично электронным денежным средствам через 51 счёт учёта с выделением его на отдельный субсчёт.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Журавлев А. А. Эволюция криптоэкономики и последние тренды децентрализованных финансов [Электронный ресурс] //Банковское обозрение. № 10. URL: https://bosfera.ru/bo/evolyuciya-kriptoekonomiki-i-trendy-decentralizovannyh-finansov
  2. Курбанов Р. А. Понятие и значение цифровых прав для развития цифровой экономики / Р. А. Курбанов // Глобальная неопределенность. Развитие или деградация мировой экономики? : Сборник статей XI Международной научной конференции. В 2-х томах, Москва, 17–18 мая 2022 года / Под редакцией С.Д. Валентея. Том 1. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. С. 296-303.
  3. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Цифровые финансовые активы: проблемы и перспективы правового регулирования. Актуальные проблемы российского права. 2020;15(6) С.43-54.
  4. Сорока Э. Ю. Правовая природа цифровых финансовых активов в законодательстве Российской Федерации / Э. Ю. Сорока // . – 2021. – Т. 11, № 9A. – С. 84-92.
  5. «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»: Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 339-ФЗ.
  6. «О повышении внимания к отдельным операциям клиентов»: Письмо> Банка России от 16 марта 2022 г. N 019-12/1796
  7. «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ.
  8. A digital rouble. Consultation paper // ЦБ РФ 2020 URL: http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/113008/Consultation_Paper_201013_eng.pdf  (дата обращения05.2022)
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (65) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кукин А.М., Новосёлов Д.О. ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ КАК НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОГРАНИЧЕНИЯ, НАЛОЖЕННЫЕ НА ОБОРОТ ПРОЧИХ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ // Вестник науки №8 (65) том 3. С. 199 - 204. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/9803 (дата обращения: 10.10.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/9803



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.