'
Макарова В.В., Зорина И.Г.
МОНИТОРИНГ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Г.ЧЕЛЯБИНСКА *
Аннотация:
в работе дана гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия школ и режима, организации учебного процесса школ г. Челябинска. Совместно с психологами проведен анализ реактивной и личностной тревожности учащихся 5-11 классов (2032 школьников). Установлено, что 56,4 % организаций с удовлетворительными условиями пребывания и обучения относятся ко 2 группе и 0,6% школ - к третьей группе санитарно-эпидемиологического благополучия. Выявлены высокие уровни реактивной тревожности у 35,7% учащихся и личностной тревожности у 37,0% школьников. Наиболее значимыми причинами психологического дискомфорта в образовательных организациях являются условия новой цифровой внутришкольной среды и учебные перегрузки, которые могут проявляться в высоком уровне тревожности
Ключевые слова:
санитарно-эпидемиологическое благополучие, факторы риска, учебный процесс, нервно-психическое здоровье, уровень тревожности
Главной целью государственной политики РФ в интересах детей и подростков является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и защиты детей от факторов, негативно влияющих на их развитие [7]. В течение последних десяти лет появились принципиально новые способы взаимодействия ребенка с внешним миром. Мобильное образование, широкое использование информационно-коммуникационных технологий, интернет-ресурсов, дистанционное электронное образование, цифровая внутришкольная среда коренным образом изменили условия жизни современных школьников, что привело к неконтролируемому контакту с внутришкольными факторами, длительному нервно-психическому напряжению учащихся [1, с. 1056]. В связи с этим возникла необходимость систематизации полученных результатов мониторинга санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций крупного промышленного города с целью выявления психологических особенностей в уровнях тревожности обучающихся. Цель данного исследования заключается в определении особенностей санитарноэпидемиологического благополучия общеобразовательных организаций г. Челябинска в динамике трех лет (2016-2018 гг.) для формирования психологически комфортной цифровой внутришкольной среды обучения в современных условиях. Исследование проводилось на базе 176 школ г. Челябинска (общая численность учащихся составила 130167 человек). Объектом углубленного исследования явились школьники 5-11 классов, посещающие четыре образовательные организации. Под наблюдением находилось 2037 учащихся. Гигиеническая оценка санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций изучалась с использованием форм федерального статистического наблюдения № 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации», отраслевого статистического наблюдения № 9-14, № 9-17, № 9-18 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций для детей и подростков», № 1-18 «Сведения о результатах осуществления федерального государственного надзора территориальными органами Роспотребнадзора».
Номер журнала Вестник науки №2 (11) том 3
Ссылка для цитирования:
Макарова В.В., Зорина И.Г. МОНИТОРИНГ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Г.ЧЕЛЯБИНСКА // Вестник науки №2 (11) том 3. С. 121 - 135. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/991 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*