Рожкова Л.В., Голубев И.А., Влазнева С.А Социальное самочувствие и настроение современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №5 (5) том 5
  4. Научная статья № 7

Просмотры  63 просмотров

Рожкова Л.В., Голубев И.А., Влазнева С.А  


Социальное самочувствие и настроение современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности  


Аннотация:
В статье рассматриваются особенности социального самочувствия молодежи, на основе авторских исследований среди молодежи Поволжья проводится анализ социального самочувствия, рассматриваются основные проблемы, волнующие современную молодежь, выявляются стратегии жизненного планирования.   

Ключевые слова:
социальное самочувствие, социальный потенциал, молодежь, регионы Поволжья   


Анализ теоретико-методологических подходов к понятию «социальное самочувствие» позволяет рассмотреть его как «…интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, отношения к окружающей действительности, субъективных ее сторон» (Л. Е. Петрова) [3, с. 52]. Социальное самочувствие - синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта [3, с. 52]. В зарубежных исследованиях аналогом является «субъективное благополучие». В социологическом аспекте социальное самочувствие определяется как «состояние физических и душевных сил человека» [1]. Ж. Т. Тощенко рассматривает категорию «социальное настроение» как функциональную единицу освоения действительности, включающее в себя «эмоции, чувства, складывающиеся под воздействием социальной практики, формируют умонастроения, ценностные ориентации и убеждения» [4, с. 30]. В рамках реализации Гранта Президента РФ было проведено исследование среди молодежи Поволжья «Социокультурные особенности социального потенциала молодежи» (Пензенская, Саратовская области, республика Мордовия, 2018 г., n=754). Данные исследования показали, что молодежь свое сегодняшнее социально-психологическое состояние описывает как обычное (46,55 %). Состояние неуравновешенности, чувство тревоги испытывают 21,38 % респондентов, раздраженность, озлобленность, агрессию – 11,72 % в целом по выборке. Эмоциональный подъем, чувство бодрости чаще испытывают молодые люди в возрасте от 26 до 30 лет - 32,47 % (в целом по выборке – 20,52 %), юноши (25,5 % против 20,2 % девушек), респонденты с очень хорошим и хорошим материальным положением – 35,34 % (против 19,5 % со средним достатком и 9,68 % малообеспеченных). Чем старше респонденты, тем чаще они испытывают тревогу и неуравновешенность (19,63 % в группе от 16 до 20 лет, 33,3 % в группе от 21 до 25 лет и 42,86 % в группе от 26 до лет), тем чаще они проявляют раздраженность, озлобленность, агрессию (13,08 % в группе от 16 до 20 лет, 17,54% в группе от 21 до 25 лет и 38,96 % в группе от 26 до лет). Социальнопсихологическое самочувствие молодежи связано с уровнем материального благосостояния респондентов. Так, состояние неуравновешенности, чувство тревоги испытывают 15,4 % молодых людей с хорошим и очень хорошим материальным положением, 21,97% - со средним достатком и 32,26 % - с плохим и очень плохим материальным благосостоянием. Исследования показывают, что на социально-психологическое состояние оказывают кризисные явления в российском обществе - рисунок 1. Исследования ВЦИОМ показывают, что основными сферами, где молодежь чаще ощущает нарушение ценностей (после ЖКХ и медицины): в возрасте от 18 до 20 лет – образование и политика; в возрасте от 21 до 28 лет – получение госуслуг и политика; в возрасте от 29 до 34 лет – работа и политика [2]. Наибольшее опасение и неуверенность в дальнейшей жизни у молодежи вызывают (в порядке убывания): остаться без средств существования – 54, 31%, постоянный рост цен на продукты питания, одежду, коммунальные платежи – 36,21 %, проблемы с устройством на работу – 32,59 %, Невозможность получить образование – 31,9 %, Преступность, экстремизм, терроризм – 22,76 %, состояние экологии – 19,14 %, не встретить любимого человека – 15,86 %. Следует сказать, что опасения молодежи связаны с возрастом, полом, материальным положением респондентов – таблица 1. Также выявляется взаимосвязь опасений молодежи с родом деятельности и регионом проживания респондентов.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №5 (5) том 5   


Ссылка для цитирования:

Рожкова Л.В., Голубев И.А., Влазнева С.А Социальное самочувствие и настроение современной молодежи в условиях кризиса и нестабильности // Вестник науки №5 (5) том 5. С. 38 - 43. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/108 (дата обращения: 07.08.2022 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2018