'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (13) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  116 просмотров

Узакова М.Х.

  


ТЕКСТОЦЕНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО *

  


Аннотация:
в статье рассматривается текстоцентический подход один из эффективных приемов при изучении русского языка как неродного   

Ключевые слова:
образование, русский язык, изучение языка   


В связи с решением социально значимых экономических и просветительских задач в системе образования Республики Узбекистан особое значение на современном этапе придаётся социальной функции языка в аспекте его прагматической направленности. Под прагматической направленностью обучения русскому языку в данном случае понимается то, что удовлетворяет субъектно - личностные запросы и интересы обучаемого. Необходимость владения иностранным языком, если придерживаться прагматической концепции его изучения, обусловлена эффективностью языка в качестве универсального средства коммуникации. Наряду с этим в Постановлении Президента Республики Узбекистан Мирзиеева Ш.М. «О стратегии действий развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» предусмотрено приобщение подрастающего поколения к достижениям мировой науки и техники, к сокровищнице произведений искусства и, в частности, к литературе других народов и воспитывать инновационно мыслящее поколение. [1]. Гуманизация и гуманитаризация обучения нацеливают на углубление нравственных основ личности и выработку самостоятельного мышления, активной позиции человека и гражданина. Одновременно аксиологические параметры деятельности педагога неразрывно сочетаются с гуманитарностью его мировоззрения и с гуманитарной культурой. Лишь культура в различных ее ипостасях способствует формированию личности, которое начинается с овладения языком. Поэтому современная лингводидактика всё в большей степени становится текстоцентрической. При подобном подходе язык как средство коммуникации, а также речевая структура литературного произведения рассматриваются как текст, органически связанный с социально-психологическими и культурологическими проблемами. Как правило, за языковыми явлениями скрывается конкретная социокультура, множество внеязыковых фактов, подчас вербально не оформленных. В контексте сказанного выше особую актуальность приобретает текстоцентрическая концепция преподавания языков Текст – это не только одна из ключевых категорий современной лингвистики, но и основа преподавания целого комплекса гуманитарных дисциплин (лингвистики, литературоведения, текстологии, истории, психологии, философии). Парадокс текста художественного произведения выражается в том, что он на стадии первичного ознакомления воспринимается как математически конечная совокупность и линейная протяженность графических знаков, заключающих в себе бесконечную по своему наполнению информацию эстетического характера. Каждое прочтение художественного текста, которое имеет место, является творческой интерпретацией того, что было разработано автором на основе личного жизненного опыта. Наш читательский опыт имеет тенденцию к непрерывному пополнению, отчего мы вольно или невольно «вычитываем» в хорошо знакомый текст новые смыслы. Любая эпоха и каждая новая формация пытается иначе интерпретировать классическое произведение, актуализировать его содержание с позиций современности. Поэтому процесс творческого осмысления произведения также бесконечен. Художественный текст по своим эстетическим достоинствам неисчерпаем, и потому возможности интерпретации его смысловых пластов неограниченны. Пристальное внимание к тексту как к объекту изучения закономерно, ибо в нем (тексте) реализуются все потенции языковых единиц, отшлифовываются оттенки значений слов, проявляют себя грамматические формы, включаются лексическограмматические связи

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (13) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Узакова М.Х. ТЕКСТОЦЕНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО // Вестник науки №4 (13) том 2. С. 36 - 43. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/1121 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/1121



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.