'
Климова Н.И., Пылева Т.В.
Ненасильственное формирование волевых качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности *
Аннотация:
в работе представлены подходы к формированию волевых качеств личности старших дошкольников как целенаправленному процессу развития личности. Автор показал, что ненасильственное формирование волевых качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности представляет собой систему взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных элементов и напрямую зависит от того, как педагог организует общую воспитательную деятельность, каково ее содержание.
Ключевые слова:
ненасильственное формирование, волевые качества ребенка, дошкольник, трудовая деятельность.
Необходимость исследования особенностей ненасильственного формирования волевых качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности обусловлена постоянно происходящими трансформационными процессами в современной системе образования на данном этапе ее развития, в чем заключается актуальность нашего исследования. Посредством включения в трудовую деятельность ребенка развиваются необходимые свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути. Когда ребенок устанавливает отношения с окружающими людьми через трудовую деятельность, он осознает свои обязанности по отношению к ним, так как, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Анализ исторических источников психолого-педагогической литературы показал, что основные формы, приемы и методы воспитания волевых качеств многими педагогами и психологами конца XIX века сводились к умению переносить, как физические нагрузки (П. Ф. Каптерев), так и социальные лишения (Е. Н. Водовозова); соблюдать режим дня или труда; осваивать навыки самоконтроля и самообладания (Е. Н. Водовозова); формировать способность управлять своими движениями, чувствами и мыслями (Е. Н. Водовозова, И. А. Сикорский, П. Ф. Каптерев). Основными механизмами формирования волевых качеств рассматривались: инстинкт, подражание, пример взрослых (И. А. Сикорский), трудовая деятельность (П. Ф. Каптерев). В теории и практике дошкольной педагогики под трудовой деятельностью понимается именно труд физический, в результате которого развиваются элементарные навыки, используемые человеком в жизни. Формирование навыков трудовой деятельности - это еще и подготовка детей к полностью самостоятельной жизни. Данная подготовка может производиться путем включения детей в разнообразные виды коллективов, привлечением их к общественно полезным мероприятиям. Помимо этого, дети могут привлекаться к участию в производительном труде, который при правильной педагогической подготовке является одним из главных средств развития основных волевых качеств личности.[7, с.54]
Номер журнала Вестник науки №6 (6) том 4
Ссылка для цитирования:
Климова Н.И., Пылева Т.В. Ненасильственное формирование волевых качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности // Вестник науки №6 (6) том 4. С. 46 - 54. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/136 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*