'
Днепров С.А., Волынцева Ю.С.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается актуальность исследования уровня сформированности профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова:
анализ; исследование; профессиональная компетенция; дошкольное образование; планирование.
Актуальность исследования. В настоящее время семья, общество и государство предъявляют высокие требования к профессионализму педагогу дошкольного образования. Поэтому самосовершенствование педагога дошкольного образования, наращивание его профессионального мастерства, развитие качеств личности является не только персональной, но и важной социальной задачей. Профессиональный стандарт педагога задаёт высокие требования к профессиональной компетентности воспитателя. Это требует повышения квалификации педагога, но не в традиционном понимании приращения у него профессиональных знаний, умений и навыков, а расширения профессионального пространства педагога как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное развитие в контексте профессионального модуля педагога, который должен способствовать профессиональному росту и профессиональной успешности каждого педагога. Анализ научной психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проектированию профессионального модуля, сопровождающий процесс самообразования педагога дошкольной образовательной организации позволил выявить следующие противоречия: на социально-педагогическом уровне: – между признанием высокой социальной значимости самообразования педагога для профессионального развития и недостаточным вниманием теории и практики профессионального образования к разработке методического обеспечения его самообразования; на научно-теоретическом уровне: – между признанием самообразования как результативной и эффективной формы повышения профессиональной квалификации и недостаточной исследованностью методического обеспечения этого процесса в дошкольной образовательной организации; на научно-методическом уровне: – между реалиями профессии, которые требуют от педагогов постоянных занятий самообразованием на протяжении всей жизни и достигнутым уровнем разработанности методического обеспечения постоянного повышения уровня профессиональной квалификации дошкольной образовательной организации. В результате действия этих противоречий в работе дошкольной образовательной организации до сих пор преобладает субъект-объектные отношения, а педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Для того, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретить субъекта в лице педагога, ― в этом заключается вся сущность педагогической работы. Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы только на выполнение деятельности, которая спланирована руководством дошкольной образовательной организации, а сегодня более востребованы педагоги, способные самостоятельно планировать и выстраивать систему работы. Степень исследованности. Интенсивно осуществляемый в последние десятилетия научный поиск путей решения данной задачи обусловил дифференциацию такого научного направления, как профессиональная педагогика (Е. А. Климов, А. К. Маркова, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина и др.) и вызвал появление компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, В.А. Адольф, А.И. Зимняя и др.). Учитывая новый социальный заказ, обращенный к системе образования, выраженный в виде необходимости профессионального образования людей, способных к саморазвитию и самореализации имеющихся возможностей, самостоятельно ориентирующихся в мире гораздо более неопределенном и непредсказуемом, чем это было раньше, то становится понятным повышенный интерес к изучению процесса становления профессионального пространства педагога, интегративных характеристик его личности (Ю.Н. Кулюткин, А. К. Маркова, А. А .Орлов, М. М. Кашапов, О. М. Краснорядцева и др.), среди которых важнейшую роль играет профессиональная компетентность (А. А. Вербицкий, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаева, Н. В. Кузьмина, Э. М. Никитин, В. А. Петровский, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Е. С. Кузьмин, В. А. Адольф, А. А. Воротников, Г. Н. Захарова, Е. П. Ухабина, А. Н. Карпова, И. Ф. Димидова и др.). Требования к профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в последние десятилетия активно переосмысляются и изменяются (Л. В. Поздняк, М. Л. Палавандашвили, Л. Г. Семушина, В. Т. Кудрявцев, В. А. Петровский, Г. И. Захарова и др.) из-за того, что в педагогике и психологии развития возникли новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития дошкольников; видение роли и месте взрослого в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребенка картины мира (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л.А. Венгер, В. А. Петровский, В.Т. Кудрявцев и др.).
Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 1
Ссылка для цитирования:
Днепров С.А., Волынцева Ю.С. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №8 (8) том 1. С. 19 - 22. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/238 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*