'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  135 просмотров

Коблов Ф.Ч.

  


К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются взаимосвязанные и взаимообусловленные звенья процесса обучения, по мнению автора являющиеся важными в освоении нового.   

Ключевые слова:
звенья процесса обучения, опыт, учащийся, учебный материал, знание.   


Успешное обучение является планомерно развивающимся процессом, включающим в себя следующие взаимосвязанные звенья: восприятие учащимися учебного материала, изучаемых предметов и явлений; осмысление и обобщение учебного материала, связей и признаков между явлениями и предметами; запоминание учебного материала; применение знаний в решении практических и теоретических задач. Каждое звено имеет качественное своеобразие и вместе с тем играет важную роль в общем движении к знаниям. Все звенья процесса обучения образуют единое целое. Каждое звено является основой для последующего. «Неразумно н нерационально запоминать то, что не осмыслено. Невозможно осмыслить то, что еще не воспринято. В этой последовательности компонентов процесса усвоения есть своя логика, своя закономерность».[1] Звенья процесса обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность в известной мере являются аналогом пути «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», который характеризует истинное научное познание. Реальный процесс обучения начинается с восприятия нового учебного материала. Источниками знаний являются восприятие предметов и явлений, их наблюдение, различные практические действия, объяснение, чтение учебника, книги, умелое проведение эвристической беседы. Задача этого звена состоит в том, чтобы обогатить сознание учащихся новыми представлениями объективного мира, развить их наблюдательность. В процессе познания представления являются переходной ступенью от восприятия к мышлению. Накопление учащимися жизненных представлений ведет к развитию у них абстрактного мышления. Б. Г.Ананьев пишет, что характер чувственного познания влияет на качество рационального познания, а обогащение абстрактного мышления человека способствует большей глубине его новых наблюдений при изучении явлении действительности.[2] Успех первоначального звена процесса обучения зависит от подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, от создания у них активной установки к учебной работе. Способы и приема учебной деятельности могут выступать в роли стимулов, когда у учащихся возникает потребность в усовершенствовании их, в замене менее рациональных приемов более рациональными. В этом случае учащийся становится не только объектом обучения, но и его субъектом, регулирующим собственную учебную деятельность. При этом у него формируется специфическая форма самосознания – учебное самосознание, особый стиль умственной деятельности. Новое учащимися воспринимается успешно тогда, когда оно находит опору в их опыте и знаниях. Отсюда полезно перед изложением нового восстановить в сознании учащихся прошлые знания. Подготовить учащихся к восприятию нового материала – это значит вызвать у них положительное отношение к этому новому. Воспринять и усвоить знания, значит переработать их, сделать «своим» опытом опыт человечества, обобщенный в знаниях. Воспринятые вне связи с опытом учащихся словесные знания, как правило являются формальными, не подкрепленными (не опредмеченными) конкретными представлениями действительности. В процессе восприятия знаний происходит их осмысление. В реальном процессе познания восприятие переходит в мышление, мышление в восприятие. Мыслительный процесс, направленный на выявление существенного и всеобщего в предметах и явлениях действительности, требует от учащихся большой самостоятельной работы. Научные понятия, выражающие сущность явлений, не могут быть переданы учащимся в готовом виде. Они вырабатываются каждым обучаемым абстрагирующейся деятельностью ума (абстрактным мышлением). Очень важным звеном процесса обучения является закрепление, заучивание и запоминание учебного материала. Необходимость специальной работы по закреплению и запоминанию воспринятого и осмысленного учебного материала вызывается тем, что вновь образовавшиеся нервные связи в коре больших полушарий носят, как правило, неглубокий и неустойчивый характер. И при отсутствии работы по их поддержанию и закреплению они быстро затормаживаются и исчезают. Запоминанию способствует текущее и обобщающее повторение, проводимое в ходе изучения того или другого предмета. Большую роль играет активное воспроизведение изучаемого текста. Этот прием развивает у учащихся самоконтроль, позволяющий им видеть, что хорошо запомнилось, а что еще не стало достоянием памяти. Текущее повторение, проводимое из урока в урок, более эффективно, чем концентрированное. В процессе повторения учебный материал систематизируется и обобщается, усваивается еще более основательно, углубляется его понимание, устраняется тот или другой пробел в знаниях. Применение знаний на практике – свидетельство того, что они стали достоянием личности. Различного рода упражнения, самостоятельная работа, система повторений, лабораторные и практические занятия, являющиеся средством прочного усвоения знаний, не всегда обеспечивают полное овладение знаниями, поскольку учебные упражнения и задачи по своей природе вариативны; здесь предоставляется возможность одну трудность заменить другой, менее сложной. О полном овладении знаниями свидетельствует способность учащихся применить их в различных условиях жизни, в решении жизненных практических задач. Когда применение знаний связано с физическими усилиями, оно дает возможность «соединить голову с руками», обучение с физическим трудом. Практическое использование знаний помогает учащимся глубже понять теорию, убеждает их в истинности научных знаний, развивает самостоятельность. Когда задачи практического характера не связаны с учебным курсом и обучаемые не умеют применять знания на практике, у них не возникает ассоциаций между воздействующими условиями трудовой задачи и прежними системами связей, выработанными на занятиях.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Коблов Ф.Ч. К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ЗВЕНЬЯХ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ // Вестник науки №8 (8) том 1. С. 28 - 31. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/240 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/240



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.