'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 1
  4. Научная статья № 7

Просмотры  142 просмотров

Коблов Ф.Ч.

  


К ВОПРОСУ О МЕТОДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ *

  


Аннотация:
в статье автор рассматривает понятие «метод» как педагогическую категорию с различных аспектов   

Ключевые слова:
метод, педагогический процесс, организационные формы, педагогическая ситуация, способ управления.   


Анализ развития педагогической теории позволяет констатировать тенденцию, направленную на создание определенного концептуального аппарата, способного выявлять и исследовать все многообразие педагогических явлений. Одним из важнейших элементов этого аппарата на всем протяжении развития педагогики продолжает оставаться понятие метода. В самом общем значении рассматриваемое нами понятие указывает на способы и пути достижения целей обучения. В рассматриваемом нами понятии находят свое отображение важные составляющие педагогической практики, закономерности педагогической деятельности как специализированной области разделения общественного труда. Для того, чтобы раскрыть содержание понятия «метод» с точки зрения педагогики в узком значении, следует указать, какие стороны педагогической деятельности находят отражение в этом понятии. Говоря о методе в области педагогики, мы подразумеваем упорядоченность педагогического процесса, определенную его структуру. Именно поэтому в педагогике метод определяют как упорядоченную совокупность приемов, определяя сам прием как элементарное звено, элементарная акт педагогического процесса. Другой момент, который подчеркивает такую характеристику метода, - это регулярная воспроизводимость метода в сходных педагогических ситуациях. Говоря иначе, при возникновении идентичных педагогические ситуаций структуры педагогических процессов, характеризующие развитие этих ситуаций, будут также идентичными. Для педагогического процесса, помимо метода, свойственны также и организационные формы, в которых он протекает, и средствами, используемые для его развития. При этом организационные формы характеризуют возможности и уровень межличностного взаимодействия субъекта и объекта педагогической деятельности, возможности внутригруппового взаимодействия в том случае, когда объект педагогического анализа представляет собой группу. В круг педагогических средств включаются все те элементы среды, которые сознательно использует субъект для целенаправленного воздействия на объект. В отличие от этого метод характеризует процессуальную сторону совместной деятельности субъекта и объекта, ее «динамику». Третий аспект содержания понятия «метод» раскрывается, если учесть внутреннюю структуру «элементарной ячейки» педагогического явления. Согласно Н. В. Кузьминой, «элементарная ячейка» любого педагогического феномена включает в себя четыре компонента: объект и субъект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности и цель этой деятельности, изначально существующая в сознании субъекта и в соответствии с которой он направляет развитие педагогического процесса.[1] Причем в качестве субъекта педагогического воздействия может выступать и реально выступает не только конкретный индивид, но также и общности людей, общество в целом. Соответственно цели педагогического процесса существуют в этом случае не в индивидуальном, а в общественном сознании. В качестве предмета совместной деятельности субъекта и объекта как элементов педагогического воздействия могут выступать как предметы, свойства, отношения, так и знания о них, являющиеся продуктом культурного развития человечества. Учитывая структуру «элементарной ячейки», метод как педагогическую категорию представляется возможным охарактеризовать через изменение во времени всех четырех компонентов ячейки: 1) метод как сторона деятельности субъекта; 2) метод как сторона деятельности объекта педагогического воздействия; 3) метод как характеристика формы и структуры предмета их совместной деятельности; 4) метод в своей зависимости от намеченных общих и частных целей деятельности. Последний из указанных понятий позволяет сформулировать определение этого понятия. Метод есть способ управления (так как в этом суть деятельности субъекта) процессом формирования индивида или группы (поскольку педагогически осознанное воздействие есть один из наиболее общих факторов его формирования) через придание соответствующей формы и определенной структуры предмету их совместной деятельности в соответствии с намеченными целями. Характеризую метод подобным образом, мы имеем возможность конкретизировать специфику той части педагогического процесса, которая находит отражение в понятии метода. Метод есть способ управления за счет выбора субъекта педагогически целесообразных форм фиксации содержания и способов развертывания этого содержания.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Коблов Ф.Ч. К ВОПРОСУ О МЕТОДЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ // Вестник науки №8 (8) том 1. С. 32 - 34. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/241 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/241



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.