'
Коблов Ф.Ч.
О СТРУКТУРЕ УРОКА И ТРЕБОВАНИЯХ К НЕМУ *
Аннотация:
в статье автор рассматривает структуру и требования, предъявляемые к школьному уроку.
Ключевые слова:
учащиеся, учебный материал, урок, знания, методика проведения занятий.
Структура занятий, дозировка учебного материала, применяемые методы зависят от ступени обучения и возрастных особенностей учащихся. Учащимся младших классов в силу конкретности их мышления, повышенной эмоциональной возбудимости необходимо давать изначально небольшой по объему материал. При этом следует применять такие методы и приемы, которые дают им возможность постепенно накапливать конкретные представления и образовывать прочные первичные понятия о рассматриваемом предмете. Уже последствии на основе конкретного учитель ведет учащихся ко все большему обобщению знаний, к систематизации учебного материала. Уроки в классах начальной школы разнообразны по форме, насыщены конкретным содержанием и наглядными пособиями (перенасыщение уроков наглядными пособиями мешает развитию мышления). Здесь учат первичным навыкам учебной работы на уроке и дома, руководят действиями учащихся, направляют и исправляют их до тех пор, пока умения читать, писать, считать не превратятся в стойкие навыки (навык характеризуется точностью, быстротой, правильностью выполнения заданий). Уроки в III—IV классах уже предполагают усвоение более сложной системы знаний и развитие навыков грамотного письма, беглого чтения и счета. Большое внимание здесь уделяется повторению и закреплению материала, привитию навыков самостоятельной работы, использованию разнообразных наглядных пособий, учебников. Учащиеся приучаются к наблюдению за растениями и животными, к уходу за ними, собиранию и обработке коллекций. В структуре урока в V – IX классах больше времени выделяется применению полученных знаний на практике, подведению учащихся к самостоятельным выводам и размышлениям. Это оказывается возможным благодаря достаточно высокому уровню сформированности у учащихся следующих групп умений: 1) переносить приемы мышления (в пределах родственного материала), из чего вытекает самостоятельность в формировании понятий, в формулировке выводов и обобщений; 2) использовать старые знания в процессе овладения новыми; 3) устанавливать более широкие межпредметные связи для использования знаний одного учебного предмета при изучении другого; 4) систематизировать знания на основе сравнения, сопоставления, группировки, отбора существенных признаков, формулировки главной идеи, подведения частного случая под общее правило. На практических занятиях в V – IX классах учащиеся учатся связно излагать свои мысли устно и письменно, самостоятельно пользоваться дополнительным материалом в процессе овладения знаниями, производить глазомерную съемку, составлять маршруты, ориентироваться па местности, широко использовать карты, делать и читать чертежи, проектировать и изготовлять технические приборы (разной степени сложности). В X—XI классах особое внимание обращают на научную доказательность изложения, системность и динамичность знаний, формирование абстрактного мышления, научного мировоззрения учащихся. Здесь учащиеся приучаются слушать лекции, вести доказательство, аргументировать. Старшеклассники самостоятельно ведут записи лекций и объяснений учителя, конспектируют материал, учатся составлять тезисы, осмысливать свой личный опыт и знания, полученные в процессе самостоятельной работы. В IX—XI классах часто дают учащимся задачи, на основе решений которых подводят их к формулировке и доказательству теорем, выведению правил, законов. Самостоятельная работа— это «проба сил», элемент самоконтроля, а иногда и самостоятельного творчества. Широко практикуется также изучение документов, первоисточников, работа над сочинениями творческого характера, подготовка к семинару, к докладу. Успех самостоятельной работы зависит от осознания ее смысла и цели и заинтересованности в высоком результате, т. е. от внутренних побуждений, стремлений проявить активность. Таким образом, в зависимости от ступени обучения и возрастных особенностей учащихся качественно меняется построение и методика проведения учебных занятий. Основные требования к уроку состоят в следующем: 1) дисциплина учащихся; 2) образцовый порядок на партах; 3) рельефные действия учителя: отчетливая, ясная, достаточно четкая и выразительная речь, последовательно логически развивающая мысль, правильная, изящно выполненная запись или рисунок (чертеж! на доске, правильная демонстрация картин и наглядных пособий; 4) обязательная связь нового материала со ста-рым, закрепление пройденного с целью выяснения степени усвоения материала прошлых уроков, усиления познавательной деятельности учащихся и подготовки их к выполнению новых логических заданий; 5) постановка вопросов для того, чтобы активизировать мысль учащихся; 6) показ учащимся итогов их труда и усилий: ученик должен чувствовать нравственное удовлетворение от хорошего выполнения данной ему работы. Среди ошибок начинающих учителей в организации учебного процесса наиболее распространены следующие: 1) отвлечение от изучаемой на уроке темы, ответы на вопросы учащихся, не имеющие отношения к теме урока и даже к предмету; 2) невыполнение в срок учебного плана и поспешное, непродуктивное изучение последних тем в сжатые сроки; 3) неумение вовремя заметить первые затруднения отдельных учеников в усвоении ими знании. з овладении умениями и навыками; отсутствие своевременной помощи или неумение оказать ее таким учащимся очень часто бывает причиной неуспеваемости, убивает активность ученика, порождает неверие в свои силы и возможности; недостаточное внимание повторению пройденного или неумелое повторение; 5) недооценка системы домашних заданий, самостоятельных письменных и практических работ; 6) недостаточное или неумелое использование наглядности.
Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 1
Ссылка для цитирования:
Коблов Ф.Ч. О СТРУКТУРЕ УРОКА И ТРЕБОВАНИЯХ К НЕМУ // Вестник науки №8 (8) том 1. С. 35 - 38. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/242 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*