'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (8) том 1
  4. Научная статья № 31

Просмотры  143 просмотров

Голодова О.А., Старокожева Г.И.

  


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕГИОНОВ *

  


Аннотация:
в данной статье обосновывается необходимость развития и совершенствования системы управления особо охраняемыми природными территориями региона, выделены наиболее важные элементы системы управления. Особое внимание уделено методологическим подходам, которые необходимо применять в ходе реализации механизмов управления особо охраняемыми природными территориями региона. Статья подготовлена при поддержке проекта РФФИ № 18-010-00637 А «Совершенствование управления территориями с особым охранным статусом в регионах (на примере Волгоградской области)»   

Ключевые слова:
особо охраняемая природная территория, система управления, механизм управления, элементы управления, оценка, наблюдение   


Развитие системы управления является необходимым условием обеспечения сохранности и восстановления сохранения природных экологических систем. Разработка эффективной системы управления особо охраняемыми природными территориями рассматривается экологической доктриной РФ как основной элемент реализации государственной политики улучшения экологической ситуации в регионах. В последние годы возрастает интерес общества, а также государственных и муниципальных органов к проблемам сохранения, выстраивания и развития особо охраняемых природных территорий. Четко сформулированные составляющие системы управления особо охраняемых природных территорий позволяют оптимизировать механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов региона и системы государственных органов, функционирующих в пределах границ особо охраняемых природных территорий. Данный механизм должен включать институциональноорганизационные мероприятия; действенный инструментарий государственной поддержки, направленной на сохранение водных ресурсов; проведение инвентаризационных мероприятий, направленных на выявление объектов, оказывающих отрицательное влияние на особо охраняемые природные территории; проведение региональных проектов, направленных на сохранение уникальной экосистемы данных территорий. В настоящее время каждый регион разрабатывает собственные концепции управления особо охраняемыми природными территориями, содержащие ключевые направления развития системы особо охраняемых природных территорий, меры по повышению эффективности управления в этой сфере, что должно способствовать включению особо охраняемых природных территорий в концепцию социально-экономического развития регионов. Целью региональных концепций является развитие особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности управления на государственном, региональном и местном уровнях с позиций их организации и функционирования в интересах устойчивого развития регионов с учетом научной обоснованности и социальной значимости принимаемых управленческих решений. Дальнейшая реализация принятых концепций связана с определением состава и категорий особо охраняемых природных территорий, которые учитывают естественные, социально-экономические, исторические и культурные особенности региона. Сейчас дополнительные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения установлены примерно в трети субъектов Российской Федерации. Суммарно по России  дополнительных категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения насчитывается около 30, местного значения – около 50. К таким дополнительным категориям относятся: уникальные озера; зона покоя; детский экологический парк, городской лес, заповедный участок, рекреационные местности регионального значения и др. природно-исторические комплексы регионального значения [3]. Разработка системы управления особо охраняемых природных территорий, а также успешная реализация методов управления ими выражается во вскрытии существенных проблем, сдерживающих функционирование и развитие данных территорий. Ощутимыми проблемами являются отсутствие четкой и продуманной системы управления на региональном уровне, недостаток координирующих мероприятий; недостаток и неэффективность финансирования, небольшой объем частных инвестиций. Для решения вышеперечисленных проблем целесообразно применять следующие принципиально значимые методологические подходы: выделение в системе оценки особо охраняемых природных территорий как специфически управляемых природных, или природно-антропогенных объектов, или комплексов, которые представляют собой основополагающие компоненты экологического каркаса региона, и обеспечивают его экологически безопасное воспроизводство. С целью повышения эффективности хозяйственных связей и построения многоуровневой системы управления особо охраняемые природные территории следует рассматривать как объекты управления в системе рационального ресурсоиспользования региона. Поэтому оптимизация процесса управления и повышения его эффективности должна представлять собой набор четко определенных критериев и показателей, характеризующих оценку результативности данного процесса.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (8) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Голодова О.А., Старокожева Г.И. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ РЕГИОНОВ // Вестник науки №8 (8) том 1. С. 148 - 153. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/265 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/265



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.