'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (24) том 5
  4. Научная статья № 4

Просмотры  105 просмотров

Минеева Л.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕХНОЛОГИЙ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются специфические особенности обогащения лексического запаса дошкольников с ОНР средствами изотехнологий. Представлены и рассмотрены особенности дошкольников с ОНР, изотехнологии   

Ключевые слова:
дошкольники, обогащение лексического запаса, дети с ОНР, изотехнологии   


Общее недоразвитие речи (ОНР) - это множество сложных речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой стороне (фонетика) и смысловой стороне (лексика, грамматика) при нормальном слухе и интеллекте [2]. Словарь ребенка представлен в двух вариантах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика). Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт собирается в одно целое смысловое пространство. Осмысление исследуемого предмета или явления проходит три этапа. 1. Восприятие и согласование невербальных и вербальных ощущений в процессе апробации представления анализа события. 2. Интериоризация и семантизация комплексного невербально- вербального образа, созданного по следам опытных сведений, то есть опосредование оречевленного события в предикативных образах и значениях внутренней речи. При этом важнейшим моментом является последовательность освоения двух речевых уровней. 3. Экстериоризация осознанного смысла средствами фонетических, морфологических и синтаксических конструкций внешней речи. Согласно исследованиям нейропсихофизиологии (Л. С. Выготский [1], А. А. Леонтьев [3], А. Р. Лурия [4]), образуется семантическое поле понятия. По мере развития и мышления детей, его речи, лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, иными словами упорядочивается. Слова, так скажем, группируются в семантические поля. А семантическое поле - это у нас называется функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л. С. Выготского [1], «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо». Для того, чтобы ребенок с ОНР усвоил слова-названия, понятия, необходимы действия с объектами. Дети с ОНР связывают лексему с предметом или действием не всегда однозначно, иногда опираются только на визуальное восприятие. Если детям дают предмет и предлагают непосредственно действовать с ним (называя его действия и признаки), то новые слова усваиваются эффективнее и лучше запоминаются. На занятиях с изотехнологиями дети лучше понимают последовательность действий и осознают причину и следствие разных действий: «Кисточка грязная. Мы моем кисточку (грязную). Теперь у нас кисточка стала чистой и ее можно обмакнуть в другую краску». На наш взгляд, для развития лексики дошкольника с ОНР на занятиях с логопедом эффективнее всего использовать рисование и лепку.  Такой вид деятельности, как рисование, дает огромный выбор для творчества ребенка. Техника овладения приемами рисования может представлять сложность для дошкольника с ОНР, следовательно, логопед обязан особенно внимательно выбирать темы для ИЗО. - упражнение «Зверята». Обучающиеся лепят из пластилина/глины/теста различных зверей. При этом озвучивают свои действия, повторяют название зверя, обсуждаются их повадки, внешний вид, среду обитания. - упражнение «Что из чего сделано?». Дети разбирают картины по жанрам и должны составить описательные рассказы из чего состоит натюрморт/портрет/пейзаж).

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Минеева Л.А. ОСОБЕННОСТИ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕХНОЛОГИЙ // Вестник науки №3 (24) том 5. С. 21 - 23. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2934 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2934



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.