'
Турланова С.Д.
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯРУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ *
Аннотация:
в статье рассматриваются письменные работы как средство обучения русскому языку в иноязычных группах
Ключевые слова:
письменные работы, средства обучения, русский язык
Письменные работы - это составляющая развития письменной речи учащихся. Развитие письменной речи учащихся – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка и литературы. Понятие «развитие речи» имеет как философско-психологическое, так и педагогическое значение. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением её внутреннего мира. Духовная жизнь человека выражается не только в его производственной и социальной деятельности, но и в «речевом поступке», в его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых. Речевая и коммуникативная деятельность личности обучаемого развиваются вместе с развитием её духовных интересов в процессе её контактов с прекрасным, с произведениями искусства. Не случайно подчеркивал методист и филолог Ф.И.Буслаев, что «родной язык так сросся с личностью каждою, что учить оному значит – вместе с тем развивать духовные способности учащихся». В более узком, научно – методическом значении под развитием речи понимают «специальную совместную деятельность учителя и учащихся, направленную на овладение речью». В качестве рабочего определения мы будем опираться на данную формулировку. Развивать речь учащихся – значит делать ее более точной, логичной, выразительной, образной, связной, интонационно богатой. Особую роль при этом играют многообразные речевые упражнения, различные виды пересказов, составление текстов, упражнений со словом, словосочетанием, проводимые в системе. Усвоение речи в каждом возрастном периоде связывается со специфическим видом деятельности и мотивом её регуляции, характерными для данного возраста, с усвоением системы социальных ценностей». Уроки русского языка и литературного чтения, в ходе которых правильная организация речевой деятельности и общения будет способствовать повышению культуры речи учащихся, а также обогащению духовного мира молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь, играют огромную роль. Речевая деятельность на родном и русском языках осуществляется одними и теми же речевыми механизмами, однако уровень их функционирования на русском языке вначале ниже, чем на родном. Это такие механизмы как: Механизм осмысления (установления смысловых связей) На первом уровне его действие выражается в установлении смысловых связей между понятиями; на втором – связи между членами предложения, которая определяется как логикой описываемых событий, так и формой связи между словами; третий уровень – это связь межу данным и новым, т.е. между темой и ремой. Механизм упреждающего синтеза. Благодаря действию этого механизма пишущий проговаривает во внутренней речи каждое слово, которое собирается написать, с характерными для него артикуляционными движениями и интонационным оформлением; произнося слово, "предвидит" последующие слова и формы связи между ними; представляет себе дальнейшее раскрытие замысла. Механизм памяти. Особенно важную роль при письменной речи играет оперативная память, т.к. при записи предложений и текста предмет высказывания должен постоянно удерживаться в памяти. Оперативная память служит средством организации и удержания материала. Требования к развитию письменной речи. Основные требования к письменной речи заключаются в следующем:умение оформить собственное высказывание на основе прослушанного текста;умение оформить план ( простой или составной). Чтобы эти механизмы приспособились на должном уровне обеспечивать реализацию различных видов речевой деятельности средствами неродного языка, нужны определённые усилия и специальные упражнения.Совершенствование речи учащихся необходимо для их успешного обучения как будущих специалистов. При обучении русскому языку и литературного чтения центральное место занимает работа по развитию речи у учащихся. Значимость развития речи в жизни - один из главных приёмов в осуществлении мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся. Главная цель работы по развитию речи учащихся - формирование личности, воздействие словом на его внутренний мир, воспитание ума и сердца учащегося, помощь ему в возможности ярко и выразительно сообщить о своих взглядах и переживаниях, т.к. именно в речи человека проявляются его общая культура, богатство его личности. Вначале это хорошая успеваемость по всем дисциплинам, а не только по русскому языку и литературе, т. к. умение чётко, ярко изложить хотя бы то, что знаешь, придаёт уверенность в себе, позволяет чувствовать себя равным среди равных. Общая культура речи в значительной степени способствует становлению духовного мира человека, формирует внутреннюю потребность личности в практической реализации ее творческих возможностей и потребностей. Роль и развитие письменной речи в современном учебном процессе актуальна, так как письмо является надежным средством закрепления и проверки знаний и умений учащихся, получаемых на уроках русского языка, особенно, в группах с узбекским языком обучения.
Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 5
Ссылка для цитирования:
Турланова С.Д. ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯРУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ // Вестник науки №3 (24) том 5. С. 43 - 45. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2939 (дата обращения: 16.02.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*