'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (24) том 5
  4. Научная статья № 10

Просмотры  106 просмотров

Хасанова Г.Ш.

  


АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СИМВОЛ «МАТЕРИ-ВОЛЧИЦЫ»В МИФОПОЭТИКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХА» *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению влияния на читательское сознание главных архетипических символов художественного романа Ч. Айтматова “Плаха”. В этом обзоре будет проведен анализ взаимодействия архетипов “матери-волчицы” и “спасителя-христа Авдия”, задачей является выявить конструктивное влияние этой мифопоэтической структуры произведения. Осознание писательского мотива позволит выявить понимание цели внедрения данного образца символизма в произведение. Целью является рассмотрение мифопоэтики как метода наилучшего смыслового выражения, передачи и оформления авторского замысла   

Ключевые слова:
символизм, архетип, анималистический образ, художественный мир, мифопоэтическая система   


Мифология в литературном произведении является не только способом построения художественного мировоззрения, но и символическими знаками культуры, имеющей системную автономность. Подобную функцию можно выделить так: это уникальный способ символического обобщения эмоциональных данных. Мировая мифология, и мифология произведения - это система символов, в которой взаимосвязи осуществляются характером функционирования этих символических интерпретаций. Для писателей такая система является способом моделирования художественного мира. Творческая деятельность Ч. Айтматова тесно соотносится с мифотворчеством, а мифотворчество всегда символично. А. Белый, исследователь символизма в искусстве, дает следующее определение: “Долгое время только потустороннее выражал символ. Отвергая потустороннее, отвергли символ. Противо­поставляли ему понятие. И свели художественное вы­ражение к какому-то мышлению в образах. Но ведь тут последний предел неясности — contradictio in adjecto. Забыли, что символ только выразитель переживания, а переживание (личное, коллективное) — единственная реальность”[1, 319]. Получается, символ является обозначением чувственного переживания автора, возможно даже комплексным ощущением(несколько потоков чувств). По мнению исследователя Э. Кассирера, истоком такого мифологического мышления является желание определить свои чувства, и тогда сознание писателя обобщает объект чувств в знак или символ [2, 15]. Согласно данной концепции, предметный мир, не теряя своей естественности, может превращаться в символьную характеристику для явления опыта познания предметного мира, то есть, их заменять посредством вышеописанной функции. Сознание, живущее мифотворчески, очень похоже на код, к которому обретается ключ. Э. Кассирер распознал фундаментальные основы такого описания мира и природного роста символизма мифа. Исследователь предполагает, что чувственное начало человека, действующее интуитивно в мифотворчестве, при условии присутствия рационального осознания, поможет распознать его как его направление творческого порядка, то есть своеобразного познания декораций художественной реальности. Данное знание является полезным в распознании влияния описываемых архетипов: “спасителя” и “матери-волчицы”. Научная статья является обзором архетипов “спасителя-авдия” и “материволчицы” в романе Ч. Айтматова и влияния этих архетипов на читательское сознание, а также оценка их художественной ценности в контексте мировой культуры. Э. Кассирер считает важной ступенью конструктивного развития мифического мышления: умение различать реальное от идеального, образы от вещей, свойства от тела. Развитое умение дает верный процесс выбора своей смежности, в силу чего, в последующем, сходство станет верной причинной нитью, которая имеет характер материальной метафоры. Поэтому автор статьи считает обзор этих архетипов в данной статье важным, чтобы пересмотреть их влияние на сознание читателя. В миротворческом мышлении, отношения не являются следствием синтеза, а следствием верного отождествления, так как с любого архетипа читатель берет опыт.  Ч. Айтматов метафоричен посредством мифопоэтики, следует указать, что Э. Кассирер говорит следующее о подобном: „Миф скрывает своё значение за всякого рода образами и символами” [3, с. 14]. Важно понимать несколько самостоятельную важность символа, а обозначение смысла мифа. Зачастую он показывает на это смысловое значение, именно так можно раскрыть ценностные характеристики мифа. Сам язык мифопоэтической структуры несет большой потенциал осимволивания, однако процесс конкретен, и совершает передачу обобщения благодаря образности мира предметов. Можно сказать о том, что символы как выразители чувственных переживаний является культурными элементами, взаимосвязывающими социальную жизнь, политическую арену, экономику, житейские аспекты, то есть мир людей, взаимосвязь с миром природы, и мира потустороннего. Символизм произведения есть отражение всех этих категорий, описываемые Ч. Айтматовым чувственные переживания архетипических образов есть поток информации ментального и эмоционального плана, загружаемого в сознание читателя. „Символ - намёк, отправляясь от которого сознание читателя должно самостоятельно прийти к тем же „неизречённым” идеям, от которых отправлялся автор” [4, с. 37]. Мифопоэтическая модель художественного мира произведения обычно несет в себе первичные образы(архетипы), которые несут в себе мощный чувственный заряд. Подобными образами могут быть персонификации структуры сюжетного развертывания повествования. Такие персонификации(или иначе выразительные единицы свойств и качеств, как человеческих, так и анималистических) обладают достаточно прочными характеристиками сквозных персонажей различных культур мира, имея при этом атрибутические качества, свойственные этим образам. Рассмотрим образ волков и образ персонажа Авдия (являющим собой многослойный архетип “спасителя”) как в опыте мировой культуры, так и контексте произведения.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (24) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Хасанова Г.Ш. АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СИМВОЛ «МАТЕРИ-ВОЛЧИЦЫ»В МИФОПОЭТИКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ч. АЙТМАТОВА «ПЛАХА» // Вестник науки №3 (24) том 5. С. 46 - 55. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2940 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2940



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.