'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 1
  4. Научная статья № 2

Просмотры  164 просмотров

Мазурик К.В.

  


УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрен вопрос управления профессиональным развитием педагога общеобразовательной школы. Представлен сравнительный анализ подходов к понятию «управление», «управление профессиональным развитием педагога», подходы управления профессиональным развитием педагога. Представлена модель управления профессиональным развитием педагога   

Ключевые слова:
управление, управление профессиональным развитием педагога   


На сегодняшний день глобальные изменения, происходящие в современном мире, повлияли и на изменение системы образования в целом. Комплексная модернизация системы образования рассматривается сегодня как одно из главных стратегических направлений государственной политики, обеспечивающее новое качество жизни россиян. Необходимым условием модернизации системы образования России является повышение профессионализма педагогов. В условиях постоянно меняющегося мира профессиональное развитие педагогических кадров является основным фактором качества образования. В связи с этим образовательные организации, которые нацелены на повышение качества образования, должны отводить особую роль профессиональному развитию каждого педагога, осуществляя эффективную управленческую деятельность. Понятие «управление» существует во множества областях знаний. Например, управление машинами, техническими устройствами, социальными процессами. Теория управления зародилась еще в XX веке. Основоположниками данной теории были американский инженер Ф. Тейлор и французский менеджер А. Файоль. По мнению Ф. Тейлора, совершенствовать управление предприятием можно путем экономного использования материалов и средств труда; путем регламентации использования инструментов и материалов; путем стандартизации рабочих операций и точного учета рабочего времени. В 1911 году он опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», которая теперь считается началом признания управления как науки. По словам А. Файоль, «управление» означает: предсказывать, планировать, организовывать, распоряжаться и контролировать. Эти пять функций управления легли в основу принципов управления. В 30-50-е годы ХХ века широко была распространена «школа человеческих отношений», которая в управлении перенесла внимание с выполнения производственных задач на отношения между людьми. Использование возможности складывающихся отношений между людьми и их позитивное влияние на конечный производственный результат стала основой для зарождения новой отрасли знаний – деятельностью по руководству людьми. В самых разнообразных организациях эта деятельность стала называться менеджмент (англ. management - управление). Таким образом, понятие «управление» изначально рассматривалось как умение непрерывно и целенаправленно воздействовать на коллектив для организации, регулирования и контроля их деятельности на производстве, с целью достижения высоких результатов при наименьших затратах. В 60-70-е годы XX века управление внедряется и в социальногуманитарные отрасли знаний, в том числе и в педагогику. В настоящее время понятие «управление» в педагогической науке означает: 1. Управление – это деятельность по созданию, освоению и использованию инноваций с целью развития образовательной организации (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.А. Сластёнин). Акцент в данном случае делается на получение нового качественного результата. 2. Управление – это целенаправленное воздействие одной системы на другую, субъекта на объект, одного человека на другого или группу с целью изменения последнего (В.Г. Афанасьев, А.А. Орлов, Н.С. Сунцов). В этом определении эффективность рассматривается с позиции управляющего, который воздействует, а управляемые являются пассивными исполнителями. 3. Управление – это взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). Это сложный многообразный процесс, который предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное изменение сторон, предполагающее изменение не только управляемой, но и управляющей стороны. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что понятие «управление» в педагогике рассматривается с двух точек зрения: одни предполагают его как целенаправленное воздействие управляющей стороны на управляемых для развития образовательной организации, для достижения высоких результатов; другие – планомерное, целенаправленное взаимодействие двух сторон с целью взаимосвязанного и взаимообусловленного изменения обоих сторон. Управление персоналом, как устойчивый термин менеджмента, активно используется современной педагогической наукой и практикой применительно к задачам профессионального развития педагогов и требует особого анализа, поскольку работники организации - один из наиболее значимых ее ресурсов. В полной мере это положение относится и к образовательным учреждениям. Успешная деятельность образовательного учреждения зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров, эффективности управления ими. Эффективность управления кадрами зависит от того, насколько  администрация образовательного учреждения уделяет внимание профессиональному развитию педагогов. В связи с этим управление профессиональным развитием педагогов означает деятельность руководителей образовательной организации по созданию оптимальных условий для профессионального развития педагогов. (шагарова оформить как источник диссер) По словам С.Л. Фоменко, управление профессиональным развитием педагогов - это процесс целенаправленной реализации в образовательном учреждении стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов [53 или 52]. По мнению Г.П. Щедровицкого, управление профессиональным развитием педагогического персонала представляет собой систему, основными подсистемами которой являются: деловая карьера; обучение персонала; мотивация и стимулирование; работа с резервом; мониторинг развития и аттестация; ресурсное обеспечение профессионального развития; управление саморазвитием работника [58]. Следовательно, многие авторы рассматривают данное понятие с разных точек зрения, но главное то, что управление профессиональным развитием педагогов означает целенаправленный процесс, который направлен на создания оптимальных условий для формирования определенных компетентностей, профессионального развития педагогов. В связи с этим образовательные организации, которые стремятся развивать образование, модернизировать его материально-техническую базу, обновлять содержание образования, должны создавать условия и для профессионального развития педагогических кадров, так как изменение системы образования не приведёт к эффективному результату, если уровень профессионального развития педагогов не будет соответствовать этим изменениям. Потребности образовательных организаций в развитии педагогических кадров обусловлено следующими факторами:  профессиональные знания педагога быстро устаревают, что приводит к снижению профессионализма специалистов;  происходят быстрые информационно-технологические изменения, которые требуют развитие педагогических компетентностей;  образовательные учреждения находятся в постоянной конкуренции, которая требует высокое качество предоставления услуг, более эффективного использования ресурсов организации. Исходя из этого, образовательным организациям, которые нацелены на развитие качества образования, необходимо создавать такую эффективную систему управления, которая бы способствовала профессиональному росту педагогов. На основании этого нами была создана модель управления профессиональным развитием педагогов общеобразовательной школы, которая обусловлена социальным запросом общества. Этот запрос формулирует цель и определяет задачи. Всю управленческую деятельность необходимо выполнять на основе базовых подходов, исходя из конкретных условий. Структура данной модели включает в себя социальный запрос, цель, базовые подходы управления, этапы, ресурсы, условия, уровни и результат модели профессионального развития педагога образовательной организации. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Мазурик К.В. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №7 (28) том 1. С. 16 - 23. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3395 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3395



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.