'
Печникова О.В.
ТРАДИЦИОННЫЙ УДМУРТСКИЙ КОСТЮМ *
Аннотация:
в статье описан традиционный костюм удмуртов, представлены некоторые виды сырья для крашения ткани
Ключевые слова:
удмуртский костюм, южный комплекс, натуральный краситель
На протяжении многих веков человечество использовало исключительно природные красители для окрашивания тканей и ниток. Растения, минералы и беспозвоночные животные служили сырьем для красителей. Но более ста лет назад синтетические красители взяли верх над натуральными на промышленном уровне. В 1856 году 18-летний английский химик Уильям Перкин получил первый синтетический краситель – мовеин. После его открытия начинается бурное развитие производства синтетических красителей. Этот прогресс не помешал жителям междуречья Камы и Вятки использовать природные красители вплоть до начала XX века. Удмурты являются представителями финской группы финно-угорской языковой семьи, этот этнос проживает на территории Удмуртской Республики и в соседних регионах. Выделяют несколько комплексов традиционного удмуртского костюма: северный, южный, центрально-удмуртский и бесермянский. Ниже описывается женский народный костюм южных удмуртов. Мужской удмуртский костюм имеет черты сходства с русским народным костюмом и состоит из завязывающейся на плетеный пояс рубахи, брюк и головного убора из войлочной шерсти. Женский костюм более сложный и оригинальный. В костюмный комплекс входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык), летняя верхняя одежда из тонкого сукна или плиса (ди:сь), кафтан-безрукавка (саестэм), кафтан из полушерстяной домотканины (зыбын), кафтан из шерстяного домашнего или фабричного сукна (дукес), шуба (пась). По покрою – это туникообразная рубаха, либо платье на кокетке (килимо дэрем), имеющая по два боковых скошенных клина, широкие рукава с клиньями, суживающиеся к кистям, небольшой стоячий воротник. Вдоль грудного разреза нашивались тканые полосы. Украшенный аппликацией съёмный нагрудник (муресшет, мурескышет) напоминал кабачи северных удмуртов, но в отличие от него он надевался под рубаху, непосредственно на грудь. Известен ещё один вид нагрудника – кыкрак, который тоже надевался под рубаху. К подолу рубахи пришивали оборку (со:зул, итэт, карта) в 12-15 см, длина которой могла отличаться в зависимости от локализации костюма, а между нею и станом – узорную полоску. Традиционный костюм удмурток символизирует гармонию мира. Три части костюма по представлениям удмуртов – это три части вселенной. Нижняя часть костюма - подземный мир. Средняя часть костюма олицетворяет Землю. Верхняя отображает космос, границу неба с солнцем и луной. На ранней стадии своего развития платье удмурток имело фасон, очень схожий с современными туниками. Согласно преданиям, одежда должна была защищать фигуру женщины от окружающих её злых сил, быть оберегом продолжательницы рода. Узоры размещались в особо уязвимых местах, они будто заклинания, обращённые к добрым силам, чтобы те защитили семью. Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, зеленого, охры, коричневого, красного и цвета индиго (синий). Стоит отметить, что в северном костюмном комплексе использовались лишь два варианта: белый и серый. В южном комплексе цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Сырье для красителей получали из растений и окисей некоторых металлов, со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками. Растительные красители для домашнего колорирования ниток аналогичны для народов Поволжья и Предуралья. Красную краску получали из марены или корней подмаренника мягкого, синюю – из кузнечной окалины железа, черную – из коры ольхи белой и железного окала. Ползучий мох-плаун использовался для получения синего цвета, для получения зеленого цвета применялись крапива двудомная и алюминиевые квасцы, сочетание зверобоя продырявленного и уксуса дает красный цвет, желтый сок серпухи венценосной использовался для крашения шерсти. Основным методом крашения являлось квашение ниток в растворе краски с добавлением квасцов или просто кваса. Чаще нитки квасили, сушили, а затем кипятили отдельно, уже в одном растворе краски. Кроме того, применялся метод двойного окрашивания. Повсеместное домашнее ткачество и прекратилось через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны, поскольку население уже могло приобрести фабричные ткани.
Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 1
Ссылка для цитирования:
Печникова О.В. ТРАДИЦИОННЫЙ УДМУРТСКИЙ КОСТЮМ // Вестник науки №7 (28) том 1. С. 24 - 26. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3396 (дата обращения: 08.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*