'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 1
  4. Научная статья № 9

Просмотры  122 просмотров

Бирюков А.А.

  


СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются экономические и геополитические аспекты интеграционных процессов стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и их теоретическое осмысление в современной отечественной и зарубежной историографии. Современная научная дискуссия по вопросам интеграции в целом и проблемам интеграции стран на постсоветском пространстве фокусируется на оценке расстановки геополитических сил в регионе, конкурентоспособности экономических союзов, эффективном использовании традиционно сложившихся экономических связей и инфраструктуры стран, роли «мягкой силы» в популяризации согласованных экономических и политических решений   

Ключевые слова:
интеграция, геополитика, экономика, международные отношения, конкуренция, Евразийский экономический союз, Восточное партнерство   


Российская Федерация, являющаяся на данном этапе крупным игроком в мировом геополитическом контексте, стремится к консолидации экономических и политических сил на постсоветском пространстве, к укреплению возможностей интеграции стран бывшего СССР, а позднее СНГ, дружественных по отношению к РФ. Интеграция прошла несколько этапов: в 2010-2011 годах эффективно развивалось сотрудничество в рамках Таможенного союза, в котором принимали участие Российская Федерация, Белоруссия и Казахстан, с 2012 по 2014 г. действовал формат Единого экономического пространства и был основан соответствующий орган-регулятор – Евразийская экономическая комиссия, а в 2015 году был основан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в который вошли Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. Деятельность ЕАЭС направлена на укрепление связей между государствамичленами ЕАЭС в контексте продуманной макроэкономической стратегии по формированию общего рынка товаров, финансов, услуг, топлива, энергетики, кадровых ресурсов. Не все инициативы, подкрепленные межгосударственными соглашениями, удалось реализовать, некоторые из них, например, создание единого энергетического пространства, были отложены до 2025 года. Тем не менее, цифры роста экономических показателей стран-участников ЕАЭС свидетельствуют об эффективности деятельности союза. В 2020 году объем взаимной торговли стран-участников ЕАЭС, по сообщению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), достигает 54,7 миллиардов долларов. В докладе, подготовленном Евразийской экономической комиссией «Экономическое развитие Евразийского экономического союза и государствчленов в 2019 году: международные рейтинги», отражены рейтинги странчленов ЕАЭС в сравнении с данными развитых и развивающихся стран. Например, в Индексе глобальной конкурентоспособности за 2019 год ЕАЭС принадлежит 44 место из 14. Россия занимает 43 место, Казахстан 55 место, Армения 69-е и Киргизия 96 место. Показателями конкурентоспособности ЕАЭС в целом, являются, прежде всего, размер рынка, по которому союз занимает 11 место в мире, внедрение ИКТ – 24 место, инновационная активность, где союз занимает 39 место среди мировых экономик и макроэкономическая стабильность – по этому показателю ЕАЭС находится на 45 месте. В контексте мировой расстановки сил и региональной геополитической стратегии ведущих стран и союзов, в качестве основного конкурента Евразийского экономического союза выступает Восточное партнерство со  странами СНГ, инициированное Европейским Союзом с 2009 года, и включающего в сотрудничество со странами ЕС таких партнеров как Армения Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Примечательно, что две страны – Армения и Белоруссия входят в оба экономических блока. Создававшееся как пространство экономического сотрудничества, Восточное партнерство изначально не позиционировалось как конкурент или альтернатива ЕАЭС, но с усилением политической напряженности в Евразии преимущества и уязвимости обоих союзов становятся все более факторами, влияющими на успешность, или, наоборот, замедление интеграции, с одной стороны – с ЕС, с другой – с Российской Федерацией. Можно сделать вывод, что очевидная интенция Восточного партнерства заключается в уменьшении влияния России в Восточной Европе, в дезинтеграции стран на постсоветском пространстве, и, как следствие, усилении геополитического влияния Европейского союза и, в целом, стран НАТО. В 2019 году в Брюсселе состоялась конференция в честь 10-летия Восточного партнёрства, к открытию которой были опубликованы «10 мифов о «Восточном партнёрстве». Один из этих «мифов», как указано в тексте, заключается в том, что «Если страна участвует в Восточном партнерстве, то она не может быть членом Евразийского экономического союза». Авторы текста отвечают на это предположение категорическим утверждением возможности участвовать в программе Восточного партнерства и тех стран, которые являются членами Евразийского экономического союза, как это и происходит в действительности в случае Армении и Белоруссии. Тем не менее, в тексте уточняется, что сотрудничество Евросоюза с ЕАЭС в целом возможно при согласии стран ЕС, но при условии исполнения Минских соглашений. В зарубежной науке о проблемах интеграции в целом пишут такие авторы как Б. Баласса, Р. Е. Болдуин, М. Йованович, П. Кубичек, Д. Родрик [2, 3-6]. Д. Родрик в статье «Как далеко может зайти международная экономическая интеграция?» рассуждает о будущем мировой экономики столетие спустя, и  полагает, что развитие свободного рынка и в будущем не избавится от многочисленных правовых, таможенных и других ограничений, связанных прежде всего с препонами, обусловленными поддержанием национального суверенитета стран. Авторы статьи «Экономическая интеграция и политическая дезинтеграция» [7] выдвигают обоснованный тезис о том, что в мире торговых ограничений крупные государства обладают экономическими преимуществами, да и в целом политические факторы определяют размер сегментов рынка. Тем не менее, в условиях относительно свободной торговли маленькие страны могут пользоваться преимуществами производства уникальных продуктов или технологий. Исследователи С. Калеми-Оцкан, Б.Е. Соренсен и О. Йоша эмпирически доказывают, что регионы с более специализированной (иными словами, менее глобально интегрированной) промышленной структурой подвержены более жестким кризисным колебаниям, и им более сложно наладить экономическое сотрудничество с другими регионами [8]. О специфике евразийского пути интеграции пишут такие авторы как С. Мишель, С.П. Робертс и А. Мошес, Дж. Л. Уилсон, М.С. Викари [9, 10-12]. В отечественной науке проблемам евразийской экономической интеграции в ее экономических, правовых, политических аспектах посвящены труды М.И. Кротова, В.И. Мунтияна, И.Н. Новиковой, В.Г. Буркова, К.Е. Мещерякова, В. Самохвалова, И. Макарова и А. Соколовой, А.С. Скрибы и А.О. Алтухова [13, 14-21]. М.И. Кротов затрагивает в своих исследованиях такие важные для развития интеграции в рамках ЕАЭС вопросы как аспекты модернизации экономики России в условиях евразийской интеграции, методы эффективного разрешения противоречий ЕАЭС, обеспечивающие расширение евразийской интеграции в новой глобальной реальности, анализирует евразийскую идею как теоретический базис евразийской интеграции.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бирюков А.А. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Вестник науки №7 (28) том 1. С. 50 - 56. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3402 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3402



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.