'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (28) том 1
  4. Научная статья № 10

Просмотры  203 просмотров

Жуков А.А.

  


МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ РЕГИОНОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ *

  


Аннотация:
в данной статье представлены преимущества и недостатки основных групп методов оценки транспортной доступности населения, а также применение различных индексов и рейтингов в мировой практике для оценки транспортной доступности населения   

Ключевые слова:
транспортная доступность, методы, пункты транспортного назначения, плотность, густота, коэффициент Энгеля   


В современных реалиях интенсивного внедрения компьютерной техники и компьютерных технологий для анализа, расчетов и обоснования основных направлений государственной и региональной политики и программ развития транспортной системы, возрастает потребность в научно обоснованных оценках транспортной доступности населения. При этом основные цели, задачи и подходы к расчету для разных программных и целевых показателей, научной области исследования или сфер применения различны. Как представлено в исследовании В.О. Дубовика, в «настоящее время существует более ста методов оценки транспортной доступности, предложенных за последние 70 лет» [3, с. 7]. В зависимости от подходов к расчету они подразделяются на шесть основных групп. Каждая из этих групп имеет свои преимущества и недостатки, представленные в таблице 1. Наиболее нетребовательными к исходной информации и простыми для расчетов – «топологические методы» и «методы оценки пространственного разграничения». Ограничивающих сферу их применения такие недостатки, как: равноценность всех пунктов транспортного назначения (далее ПТН), отсутствие использования весов конечных ИТН и слабое вовлечение в расчет особенностей преодоления пространства до ПТН. По мнению В.В. Гребенникова и др. «топологический метод обладает специфической сферой применения: он может использоваться только в исследованиях транспортной сети и ее особенностей». В связи с отсутствием учета расстояния между точками, при его применении в общих работах по оценке транспортной доступности получаются противоречивые результаты, которые порой являются обратными по отношению к расчетам другими методами [2, с. 19]. Несмотря на небольшое количество исходных показателей и простоту расчетов, «Метод оценки пространственного разграничения» не учитывает численность ПТН. Он часто дает завышенные показатели транспортной доступности для населения с очень низкой вариативностью. Данные, полученные при применении этого метода, не коррелируют с результатами других методов. Преимуществами высокой наглядности и простоты понимания полученной информации обладают «методы изолиний», однако их основным недостатком является субъективность при выборе многих критериев для анализа.  Метод изолиний хорошо выполняет свою функцию, если необходимо оценить транспортную доступность ближайших к начальному ПТН. При этом численность населения для ПТН значения не имеет. Более реалистично оценить доступность населения позволяют «методы инверсионных балансов», потому что учитывают характеристики конечных и начальных точек ПТН. Редкое использование этих методов на практике связано со сложностью расчета и трудностью интерпретации полученных результатов. Наиболее точно оценивают доступность выбранных ПТН для индивидов и их групп населения «пространственно-временные методы», однако их применение ограничено сложностью получения первичной информации. Они используются для крупномасштабных исследований. Наиболее подходящими для общей оценки транспортной доступности для населения на средне- и мелкомасштабном уровне исследований являются «методы потенциалов» с корректным выбором функции меры преодоления расстояния. Методы потенциалов обладают высокой адаптивностью к целям исследования, не требуют значительной исходной информации и учитывают веса конечных переменных ПТН, несмотря на присутствие фактора субъективности при выборе функции. С этим связано их активное использование в научной литературе. В настоящее время в мировой практике используются различные индексы и рейтинги для оценки транспортной доступности населения. Плотность (густота) путей сообщения – характеризует обеспеченность региона транспортными путями и показывает, сколько километров транспортных путей приходится на 1 000 км2 площади территории

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (28) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Жуков А.А. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОЙ ДОСТУПНОСТИ РЕГИОНОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Вестник науки №7 (28) том 1. С. 57 - 62. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3403 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3403



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.