'
Печерская А.Б.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА-ПИАНИСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (НА ОСНОВЕ РАСШИФРОВКИ НОТНОГО ТЕКСТА) *
Аннотация:
статья посвящена исследованию художественного образа музыкального произведения в контексте фортепианной педагогики. Основу для постижения музыкального образа и творческой интерпретации авторы видят в единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер личности исполнителя, развитие которых должно стать основной задачей педагога
Ключевые слова:
музыкальное произведение, художественный образ, музыкантисполнитель, музыкальная аналитика, эмоциональная сфера
Художественный образ музыкального произведения можно охарактеризовать как обобщенно-интегративное отражение действительности в форме авторского замысла, воплощенного в определенной системе нотной записи. Музыкальный текст произведения представляет собой масштабное сообщение, не являющееся при этом достаточно полным и точным, ибо ни один композитор, даже очень подробно записывавший и комментировавший знаками и терминами свои сочинения, не в состоянии указать все содержательные и технологические намерения, характеризующие сферу художественного образа своего сочинения. Естественно, что расшифровка музыкального текста, оставленного нам композиторами, предполагает его прочтение, анализ, эмоциональное осмысление-переживание и исполнительскую актуализацию. Проблема «текст – исполнитель», разрешаясь через интерпретацию, неизбежно подводит каждого музыканта к необходимости понимания текста как сложного феномена в единстве двух его составляющих: знаковой фиксации авторского замысла и личного наполнения образно-смысловой содержательностью в процессе реального исполнения. Таким образом, музыкальное произведение получает реальное звуковое воплощение только в процессе исполнения в режиме реального времени и исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем. Несмотря на всю очевидность вышесказанного, проблема всестороннего, системного подхода к изучению и исполнению музыкальных произведений (в данной статье – это касается фортепианной музыки) на всех этапах профессионального развития музыканта, играющего на фортепиано, – остается перманентно актуальной, ибо творческая направленность фортепианной педагогики безгранична. Формирование и развитие музыкальной аналитики включает в себя ряд позиций. Во-первых, это изучение стилевых норм исторической эпохи, в которую жил композитор и писал данное произведение, осмысление авторского замысла в целом и образно-характерологическая дифференциация образа. Вовторых, умение компоновать интонационный материал, являющийся главным проводником музыкальной содержательности, в логически построенную структуру – так называемый музыкальный язык произведения. Осмысление логики организации различных звуковых структур, умение в музыкальном материале находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи для создания и воплощения музыкального образа – является качественным показателем музыкального мышления, развитие которого является самой главной педагогической задачей. Вся ткань фортепианного произведения представляет собой богатейший сплав выразительно-изобразительных элементов, художественных знаков, ритмических формул, фактурных вариантов, при этом оживающих и несущих смысл и формирующих образ только в интонируемой реализации. Второй необходимой составляющей процесса постижения музыкального образа произведения, как мы уже отмечали, является эмоциональная сфера исполнителя. Вопросам развития образного, эмоционального начала музыканта – исполнителя в отечественной педагогике всегда уделялось большое значение. На всех этапах обучения – от школы до вуза эта проблема имеет свои возрастные и психофизические особенности. Художественные эмоции напрямую связаны с художественной фантазией и творческим воображением музыканта, составляя с ними некую синергетическую целостность. Соединяясь в едином процессе, они являются базой для создания, переживания и воплощения музыкального образа в процессе исполнения музыки. Задачей педагога является стимулирование ассоциативного-художественного ряда у ученика на основе накопленного опыта изучения и знакомства с литературой, поэзией, изобразительным искусством и историей. Все эти процессы формируют художественно-образный компонент его музыкальных способностей и личностных ценностей. Усиление роли эмоционально-образного компонента музыкального сознания учащихся предполагает расширение и углубление спектра эмоций, инициирования процесса фантазии, развития всего комплекса общих и специальных способностей. Важную роль играют эмоциональные ассоциации с произведениями других видов искусств: литературы, поэзии, живописи, зодчества и т.п. В заключение хотелось бы сказать следующее – опираясь на многолетний педагогический опыт, к сожалению, приходится констатировать, что работа педагогов и учащихся в фортепианных классах в основной массе всецело сосредоточена на узко-исполнительских задачах разучивания произведения. Развитие музыкального интеллекта, эмоциональной сферы, художественнообразного мышления учащегося остаются «заповедными» сферами, что естественно негативно сказывается на его развитии и воплощается в бессмысленной, обедненной красками и содержанием игре на инструменте.
Номер журнала Вестник науки №8 (29) том 5
Ссылка для цитирования:
Печерская А.Б. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА-ПИАНИСТА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (НА ОСНОВЕ РАСШИФРОВКИ НОТНОГО ТЕКСТА) // Вестник науки №8 (29) том 5. С. 14 - 17. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3562 (дата обращения: 18.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*