'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 4
  4. Научная статья № 3

Просмотры  145 просмотров

Узакова М.Х., Саримсакова Г.М.

  


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СТИЛЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХРУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются методы и приёмы работы над стилями речи на уроках русского языка в узбекской школе   

Ключевые слова:
русский язык, узбекская школа, стили речи   


Методика преподавания русского языка как наука функционирует уже не первое столетие. Методическая наука благодаря таким известным ученымметодистам как М.Т. Баранов, Ф.И. Буслаев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, Н.И. Кудряшев, М.А. Зальдинер, Л.Ю. Юзбашев, В.А. Андриянова, Л.Т. Ахмедова, С.С. Магдиева добилась значительного развития. Сформирована система понятий, связанных с содержанием, принципами, методами и приемами обучения. В процессе обучения языкам широко внедряются самые передовые педагогические и информационные технологии, применяются интерактивные методы обучения. В разработанной по инициативе Президента нашей страны Шавката Мирзиёева «Стратегии действий развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» определены важные направления развитии информационно-коммуникативных технологий, обеспечения взглядов в национальном медиапространстве, перехода количественных показателей их деятельности в качественные. Глава нашего государства на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан сказал: «Самый решающий фактор нашего продвижения вперед – это растущее и вступающее в жизнь поколение инновационно мыслящих, владеющих несколькими языками молодых людей, которые обладают современными знаниями и востребованными профессиями, способных взять на себя ответственность за будущее страны». [1, с. 2]. При обучении русскому языку как неродному программа и учебник «Русский язык» для школ с узбекским языком обучения предусматривают темы, связанные с разными стилями русской речи. Обучение функциональным стилям речи, особенно в cтарших классах школы является актуальной. Стиль как совокупность приемов для выражения мысли несет информацию:  Об отношении субъекта речи к адресату:  О социальном статусе говорящего;  О его социальной роли в ситуации общения;  Об эмоциональном состоянии говорящего;  О его отношению к предмету речи. Задача преподавателя русского языка – дать учащемуся представление о наборе социально значимых синонимических вариантов и вооружить его умением пользоваться вариантами понятийного содержания в конкретных условиях общения. Изменившаяся политическая обстановка привела к смене стилей общения. Вместо формально-административного стиля сегодня преобладает раскованный нейтрально-фамильярный, а в речи чаще других используются средства разговорного стиля. В русском языке появилось много и новых заимствованных слов, отражающих экономические реалии (бизнес, маркетинг, менеджмент,  инвестиции и т.д.), и новых просторечных образований от иностранных корней (отксерить). Кроме того, активизировалось использование просторечной и жаргонной лексики в средствах массовой информации. Это процессы пока не находят отражения в учебниках русского языка как неродного, и вопрос о том, в какой мере они должны быть отражены в них, очень актуален. Открытость общества способствует сегодня более широкому обмену опытом преподавания неродных языков с коллегами из России, стран СНГ и других государств. Этот опыт обогащает методику преподавания русского языка как неродного, потому что в западных странах коммуникация на нескольких языках давно стала нормой повседневной жизни. Однако роль стилистики в обучении языку еще недостаточно учитывается методистами. Стилистика как наука, изучающая вариантность языковых средств их целесообразное применение в отношении содержания высказываний сферы общения, целей и ситуаций, должна включаться в учебный процесс на поздних этапах овладения языком (10-11 классы). Теоретической основой для включения стилистики в структуру учебных материалов на всех этапах обучения неродному языку должно быть содержание понятия "владения языком". В этом понятии выделяют четыре уровня: • собственно лингвистический; • национально-культурный; • энциклопедический; • ситуативный. Непосредственное отношение к стилистике имеет ситуативный уровень, который синтезирует умение первых трех уровней и позволяет применить полученные знания в определенной ситуации. Так как ситуация общения представляет собой многокомпонентное образование (говорящий и его социальная роль; слушающий и его социальная роль; отношения между говорящими и тональность их общения), ситуативные переменные требуют  использования различных языковых средств при разных коммуникативных обстоятельствах. "Живой язык" включает варианты произношения и употребления слов, отражающие социальную дифференциацию речевой деятельности. Ребенок, обучаясь родному языку, различает интонацию и речевые формулы, с которыми к нему обращаются мать, отец, бабушка и одновременно с новой номинацией воспринимает информацию о родных, о степени их любви к нему, об их отношении друг к другу. Стилистическая информация имеет серьезное методическое значение в преподавании русского языка как неродного, прежде всего, потому, что именно она содержит сведения о принадлежности субъекта речи к определенной социальной группе и времени, об отношениях между говорящими, о культуре говорящего и о его социальной роли. Это те самые сведения, которые формируют коммуникативную компетенцию. Поэтому уже на первых уроках русского языка как неродного, научив официальной форме обращения к учителю (Наталья Сергеевна, Гулираъно Муратовна), преподаватель должен дать не только еще один вариант этого имени (Наташа, Гуля), но и отметить иную его стилистическую принадлежность, рассказать о различии коммуникативных ситуаций, в которых используется первый и второй варианты.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Узакова М.Х., Саримсакова Г.М. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СТИЛЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХРУССКОГО ЯЗЫКА В УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №10 (31) том 4. С. 14 - 21. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3661 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3661



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.