'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  108 просмотров

Петухов А.Ю.

  


К ВОПРОСУ О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ХИЩЕНИЯДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается криминалистическая характеристика хищения денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ   

Ключевые слова:
криминалистическая характеристика, хищение, федеральные целевые программы, бюджетные средства   


Криминалистическая характеристика преступления – это некая научная абстракция, в которой в научном виде находит выражение совокупность взаимосвязанных, криминалистически значимых данных о преступлениях определенного вида, значение которых позволяет правильным образом организовать расследования и выделить необходимые следственные версии. Рассматривая криминалистическую характеристику хищений денежных средств, выделенных на реализацию целевых программ, следует остановиться на понятии хищения. Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (далее – УК РФ), хищения - это «совершенное с корыстной целью, противоправное, безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества». Признаками хищения являются: 1) предмет посягательства – чужое имущество; 2) изъятие и обращение этого имущества в пользу виновного или других лиц; 3) противоправность и безвозмездность изъятия; 4) причинение ущерба потерпевшей стороне; 5) корыстная цель. Предметом посягательства в рассматриваемом виде преступлений выступают бюджетные денежные средства, которые были выделены на определенные целевые государственные программы. Подобные преступления имеют свои отличительные признаки, одним из которых представляется крупный и особо крупный размер хищений. Ущерб может достигать миллиардных сумм, выделенных на развитие федеральных и региональных программ. В большинстве таких случаев преступники используют свое служебное положение и доступ к административным ресурсам. А. В. Варданян и О. В. Айвазова считают, что необходимо формирование новой комплексной методики расследования экономических преступлений в сфере служебной деятельности как частной криминалистической методики расследования преступлений высокой степени общности. Исследуя методику раскрытия и расследования хищений рассматриваемого вида, необходимо изучить некоторые составы преступлений, в качестве которых квалифицируются рассматриваемые преступления. Так, рассматриваемые виды преступлений предусмотрены статьями 159 и 160 УК РФ. Определение терминов «растрата» и «присвоение» можно увидеть в статье 160 УК РФ, согласно которой присвоением считается хищение имущества, которое было вверено виновному. При этом преступник незаконно становится владельцем собственности или имущества и получает право распоряжаться данной собственностью или имуществом. Растратой же считается хищение данного вверенного преступнику имущества в его пользу за счёт расходования, потребления или иного способа использования путём отчуждения. К. А. Скорниченко указывает на особенности методики расследования экономических преступлений на примере статьи 160 УК РФ, представляя анализ структуры и элементов состава преступлений данного вида, приводя рекомендуемый пример схемы расследования. Хищение бюджетных средств, выделенных на реализацию определенной целевой программы, квалифицируется третьей и четвертой частями статьи 160 УК РФ, поскольку специальный состав, устанавливающий ответственность за рассматриваемый вид преступлений. Еще одним составом, в качестве которого возможна квалификация хищения бюджетных средств, выделенных на определенную целевую программу, является мошенничество, предусмотренное статьей 159 УК РФ, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Отличие от статьи 160 УК РФ в данном случае представляется в присутствии злоупотребления доверием потерпевшей стороны. Чаще всего доверительные отношения к преступнику при совершении такого хищения возникают за счёт должности виновного, его служебного положения. В таких случаях хищение бюджетных средств квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой, либо с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, в крупном или особо крупном размере (части 3–7 статьи 159 УК РФ). Хищения бюджетных средств, выделенных на определенную целевую программу, имеют ряд отличий от «основного» состава мошенничества, представляясь специальной сферой совершения преступления. Так, особыми субъектами преступления в данном случае могут являться: - должностные лица, которые уполномочены на выделение денежных средств на государственную целевую программу; - лица, осуществляющие контроль над исполнением данной программы;  - лица, которые являются получателями денежных средств. Следует согласиться мнением А.В. Варданяна, который разработал перечень типичных следственных ситуаций, присущих первоначальному этапу расследования злоупотреблений полномочиями в коммерческих и иных организациях. Рассматривая вопросы классификации хищения бюджетных средств, выделенных на определенные государственные целевые программы, необходимо обратить внимание на такие криминалистически значимые элементы в характеристике мошенничества, как способ подготовки, совершения и сокрытия преступного деяния. На первоначальном этапе расследования хищения бюджетных средств, выделенных на государственные целевые программы, можно выделить некоторые типичные ситуации, такие, как: - выявление факта хищения при невыполнении обязательств по договорам после получения денежных средств; - выявление факта хищения непосредственно при выделении бюджетных средств либо при проведении оперативно розыскных мероприятий правоохранительными органами (или расследовании других преступлений); - выявление факта хищения при проведении различных аудиторских проверок; - выявление факта хищения при изучении информации, поступающей из средств массовой информации. В ходе предварительной проверки материалов необходимо определить направление расследования, комплекс необходимых для проведения неотложных и первоначальных следственных и иных процессуальных действий, и оперативно-розыскных мероприятий. Эти компоненты расследования складываются с учетом сложившейся следственной ситуации, а также объема и содержания поступившей исходной криминалистически значимой информации. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Петухов А.Ю. К ВОПРОСУ О КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ХИЩЕНИЯДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,ВЫДЕЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ // Вестник науки №10 (31) том 4. С. 63 - 68. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3669 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3669



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.