'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 4
  4. Научная статья № 14

Просмотры  143 просмотров

Ткаченко Н.П.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА САМОЗАЩИТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье освещается понятие самозащиты прав и свобод человека и гражданина, ее основание и признаки, рассматриваются способы самозащиты, определяется ее место в механизме защиты прав человека   

Ключевые слова:
право на самозащиту, конституционное содержание, признаки, условия, способы самозащиты, механизм защиты прав   


Проходящие на рубеже XX–XXI вв. процессы реформирования всех сфер общественной жизни России послужили основой для формирования новой модели прав человека, определяющей его место в обществе и государстве. Демократизация общественной жизни страны и совершенствование правовых основ государства являются комплексными, многоаспектными процессами, смысл которых, сводится к созданию условий для самореализации свободного и активно действующего человека В этой связи конституционное право на защиту собственных прав и свобод любыми, не запрещенными законом способами приобрело особую значимость. Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства (ст. 2), а в ч. 2 ст. 45 установила, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [1]. Эти положения Конституции РФ согласуются с положениями Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором высказана решимость стран-участниц уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить вклад в развитие и защиту прав и свобод [4, с. 21]. Таким образом, конституционные и международные нормы наряду с обеспечением государственной защиты прав и свобод граждан поощряют их инициативу на самостоятельное совершение каждым не запрещенных законом активных действий, направленных на защиту своих прав и свобод [19, с. 65]. Право на самозащиту, являясь основным конституционным правом, представляет собой один из наиболее дискуссионных правовых вопросов. В отечественной юридической литературе до настоящего времени не проведено комплексного исследования сущности и правовой природы данного права, механизмов и способов его реализации. Среди ученных нет единого общепринятого определения самозащиты. Законодателем также не предпринимается попыток раскрыть суть неоднократно употребляемого им понятия [17, с. 11]. Право на самозащиту является межотраслевым институтом. Его базовые конституционные положения, закрепленные в Конституции РФ, нашли свое развитие в отраслевом законодательстве (гражданском, уголовном, административном, трудовом, семейном праве и др.). Данная категория обладает сложным юридическим содержанием. На содержание этой категории влияют нормы, описывающие способы и средства реализации права на самозащиту в рамках различных отраслей права, которые отражают специфику конкретных общественных отношений [14, с. 9]. В юридической литературе существует несколько подходов в определении права на самозащиту. Первый подход отражает мнение  представителей отраслевых юридических наук, которые понимают самозащиту как конкретное правомочие лица. Так, по мнению В.П. Грибанова [8, с. 104–153], самозащита по своей юридической природе основана на субъективном праве лица, обеспеченном определенными средствами защиты от его нарушения. Его мнение поддерживает В.В. Болгова [21, с. 29], которая считает, что самозащита должна рассматриваться лишь как способ защиты права (специфическая юридическая гарантия его реализации). А.В. Стремоухов [25, с. 15] и Д.В. Микшис [23, с. 37] также определяют самозащиту как конкретное субъективное правомочие. Другой подход характерен для конституционного права. Конституционно-правовой подход, в отличие от отраслевого, определяет самозащиту как основное конституционное право человека, что позволяет поиному раскрыть ее смысловое содержание. В частности, М.В. Баглай [7, с. 295] характеризует самозащиту как санкционированную возможность человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Б.С. Эбзеев [10, с. 229] утверждает, что самозащита – это особые действия граждан в рамках закона, которые не способны нарушать общественный порядок, дезорганизовывать работу государственных учреждений, создавать ситуации, представляющие угрозу для жизни и здоровья других лиц. По определению С.А. Авакьяна [6, с. 668–669], самозащита – это инициативные усилия личности по отстаиванию своих конституционных прав. Он относит данное право к категории ключевых для всех остальных прав и свобод в целом. Данное мнение разделяет В.А. Виноградов [11, с. 217], который квалифицирует самозащиту как основное право человека, обеспечивающее защищенность прав и свобод личности. Таким образом, представители рассмотренных подходов, изучая одно и тоже правовое явление, по-разному определяют его юридическую природу. Исследование вышеперечисленных признаков дало возможность А.А. Газаевой определить понятие права на самозащиту: 1) как  конституционного права человека (широкое понимание) и 2) как правомочия лица, субъективного права в отраслевой его интерпретации (узкое понимание) [14, с. 10]. При этом, по ее мнению, конституционно-правовой подход является более приоритетным, так как понимание права на самозащиту как конституционного снимает ограничения в выборе средств и способов защиты и гарантирует личности больше возможностей в защите своих прав. Отраслевой же подход отождествляет самозащиту с конкретным способом ее реализации, тем самым, лишает личность возможности использовать весь потенциал права на самозащиту как свободы выбора ресурса защиты [14, с. 10]. Действия по самозащите, как считает С.В. Горбачева, "есть проявление сущностных свойств личности, а самозащита прав выступает самостоятельным комплексным правовым институтом, поскольку в нем сосредоточены нормы различных отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного и многих других). При этом существующие регламентации самозащиты прав на отраслевом уровне носят усеченный и противоречивый характер, отсутствует ясная государственная концепция самозащиты прав, что влечет за собой непоследовательность законодателя в регулировании тех или иных способов самозащиты прав" [22, с. 5–18]. Полагаем, что необходимо согласиться с вышеперечисленными авторами о необходимости внесения изменений в формулировки, используемые в Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ и других нормативных правовых актах в части самозащиты права, чтобы исключить возможные терминологические ошибки [20, с. 36]. А.Ю. Оробинский подчеркивает, что право человека на самостоятельную защиту, как и другие конституционные права, является неотчуждаемым, признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и подлежит государственной защите. Право на самозащиту – эффективное средство обеспечения и защиты таких  общепризнанных прав человека, как право на жизнь, честь и достоинство, право на личную неприкосновенность, право собственности и др. [24, с. 4] Самозащита с практической точки зрения, по мнению Д.Н. Кархалева, является первым возможным способом защиты нарушенных прав до применения мер оперативного воздействия и мер правоохранительного порядка (к которым относится судебное разбирательство). Классически к самозащите относятся такие действия фактического характера, как охрана имущества граждан, необходимая оборона и крайняя необходимость. Он указывает, что названные меры могут иметь как превентивный характер, так и активно-оборонительный. Последние применяются при нарушении абсолютных прав во внесудебном порядке и заключаются в принудительном воздействии на правонарушителя с целью приостановления, пресечения начавшегося нарушения права либо немедленной ликвидации последствий состоявшегося нарушения [16, с. 8]. В научной литературе существует позиция, согласно которой самозащита рассматривается как неюрисдикционная форма защиты прав человека [9], т.е. самостоятельная, без обращения к государственным органам, защита [16, с. 8]. Самозащита характеризуется сознательной и добровольной деятельностью самого субъекта, прибегающего к самозащите права в случае посягательства на него. Фактически происходит принудительное осуществление правомочий правообладателя при их нарушении без обращения в соответствующие органы публичного принуждения [19, с. 65]. Юридическая литература содержит достаточно высказываний в части правовых оснований самозащиты. В том числе, что "самозащита применяется в тех случаях, когда невозможна оперативная защита государственных органов (судебных, административных)… против неправомерного посягательства нарушителя на правозащищающегося... может применяться и в том случае, если вред еще не нанесен, а есть только вероятность нанесения вреда" [18, с. 36]. Таким образом, основаниями для самозащиты являются: реальная угроза нарушения права или сам факт нарушения права. В литературе приводятся следующие условия, при который возможна самозащита: лицо, которое само защищает свое право, должно являться бесспорным его обладателем; примененный способ защиты должен быть соразмерен нарушению; самозащита не может выходить за пределы действий, необходимых для ее применения; самозащита возможна, как правило, только после нарушения права и лишь иногда во время нарушения права; в момент осуществления самозащиты гражданин не может обратиться к компетентным органам за защитой, однако, если обращение к ним возможно, то следует исходить из того, что в сложившейся ситуации применение самозащиты является более оперативным и действенным; самозащита осуществляется силами самого потерпевшего [15, с. 123]. Конституция РФ закрепила, что каждый вправе защищать свои права любыми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Согласно ст. 14 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может прибегнуть к его самозащите, соответствующей способу и характеру нарушения [2]. При этом возможность самозащиты не исключает права такого лица воспользоваться иными способами защиты, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, в том числе в судебном порядке [5]. Особо оговаривается, что при выборе способа самозащиты лицо не имеет права выйти за пределы действий, необходимых для пресечения нарушения. Но каковы именно эти пределы законодатель не установил. Полагаем, что ответ на данный вопрос прямо зависит от конкретных способов самозащиты, которые могут быть детализированы в гражданском, земельном, водном, лесном, уголовном, административном и ином законодательстве. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Ткаченко Н.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА САМОЗАЩИТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №10 (31) том 4. С. 78 - 89. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3672 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3672



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.