'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (31) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  106 просмотров

Холодницкая Ю.П.

  


РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности развития общественного жилищного контроля в Санкт-Петербурге, роль общественной палаты в организации и координации деятельности субъектов, осуществляющих жилищный контроль, направления дальнейшего развития общественного контроля в Санкт-Петербурге   

Ключевые слова:
общественный контроль, жилищный контроль, общественная палата, жилищно-коммунальное хозяйство   


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью включения граждан в контроль качества жилья и предоставляемых услуг управляющих и ресурсоснабжающих компаний. Развитие жилищного контроля позволяет оперативно реагировать на обращения граждан о нарушении их законных прав на качественное жилье и качество предоставляемых услуг предприятиями жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ). Общественный контроль в качестве конституционного института является непосредственным инструментом реализации прав граждан на управление делами государства и основывается на федеральном, региональном и муниципальном законодательстве. В современном понимании общественный контроль реализуется в определенных законодательно закрепленных рамках и ограничениях. Возникновение общественного жилищного контроля в Санкт-Петербурге определено не только законодательством РФ и региональными нормативноправовыми актами, но и объективной необходимостью: Санкт-Петербург является городом федерального значения, мегаполисом, в то время как количество сотрудников в государственных жилищных инспекциях ограничено, поэтому возникает проблема своевременного реагирования на обращения граждан в отношении деятельности управляющих компаний и иных предприятий ЖКХ. До принятия Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»[1]жилищные отношения и общие принципы реализации гражданами, проживающими в Санкт-Петербурге, конституционного права на жилище в Санкт-Петербурге регулировались законом Санкт-Петербурга «О жилищной политике СанктПетербурга» от 26.04.2006 №221-32 [3]. Попытки привлечь внимание граждан к решению проблем ЖКХ в СанктПетербурге предпринимались до принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В 2011г. в 6 регионах РФ (Орловской, Тульской, Саратовской, Белгородской областях, Республике Чувашия и Санкт-Петербурге) был реализован проект «Молодежный общественный контроль». Государственная компания «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» совместно с Межрегиональной молодежной общественной организацией «Все дома» (далее – ММОО «Все дома») реализовала программу «Молодежный общественный контроль», целью которой была проверка эффективности реализации региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда СанктПетербурга [7]. Активисты ММОО «Все дома» на улицах Санкт-Петербурга организовали общественные приемные для обращения граждан по вопросам работы ЖКХ. Общественная приемная начала работать 24 сентября 2011 г. и  продолжала работу в течение 4 месяцев. Жители города имели возможность подойти к активисту движения, сидящему за столом прямо на улице, изложить проблему, связанную с деятельностью ЖКХ и написать заявление о проведении проверки конкретной управляющей компании, ТСЖ, иного предприятия сферы ЖКХ. Первой общественной приемной, которая начала свою работу в СанктПетербурге, была приемная, расположенная рядом со станцией метро «Технологический институт» [7]. Главной задачей активистов движения был поиск граждан, заинтересованных в решении проблем ЖКХ. Активисты движения отмечали, что граждане проявляли интерес к символической приемной, задавали вопросы, писали заявления и брали информационные брошюры «Фонда содействия реформированию ЖКХ». Реализация данного проекта в Орловской, Тульской, Саратовской, Белгородской областях, Республике Чувашия и Санкт-Петербурге показала актуальность участия общества в решении проблем ЖКХ. Активному развитию общественного контроля в сфере ЖКХ в СанктПетербурге способствовало совершенствование законодательной базы РФ и субъектов федерации. Одним из основных нормативно-правовых актов, определяющих концептуальные основы общественного контроля, является Федеральный закон от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Дальнейшее развитие общественный жилищный контроль в Санкт-Петербурге получил в результате принятия в 2016 г. Закона Санкт-Петербурга «Об общественной палате Санкт-Петербурга» [4]. Необходимость развития общественного контроля обусловлена недостаточной эффективностью государственного и муниципального контроля над деятельностью управляющих компаний Санкт-Петербурга. Недовольство горожан вызывают суммы коммунальных платежей, качество услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ, размер оплаты за дополнительные услуги, которые включаются в платежные документы. Не редкими являются  ситуации, когда претензии горожан признаются необоснованными органами муниципальной власти или жилищной инспекцией. Например, в 2019 г. на портал «Наш Петербург» поступило 177 обращений граждан, которые не согласны с выставленными счетами управляющих компаний. Только в 30 случаях были произведены перерасчеты и внесены изменения в платежные документы. В жилищную инспекцию при Администрации Санкт-Петербурга в 2019 г. поступили 5219 жалоб о начислении коммунальных платежей, но нарушения были выявлены только в 672 случаях. На совещании в аппарате уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, состоявшемся 24 марта 2020 г. и посвященном предоставлению гражданам информации в сфере ЖКХ, было установлено, что государственные служащие, деятельность которых связана с контролем деятельности управляющих компаний, недостаточно эффективно реагируют на реальные проблемы жителей города [6]. Общественная палата Санкт-Петербурга является одним из основных организаторов и координаторов общественного контроля в различных сферах народного хозяйства региона, в том числе и в ЖКХ. Деятельность Общественной палаты Санкт-Петербурга как одного из основных организаторов общественных проверок в настоящее время необходима, так как в сфере ЖКХ существует ряд проблем, для решения которых необходимо привлечение внимания общественности. Основными проблемами, волнующими граждан и связанными с работой управляющих компаний в Санкт-Петербурге, как и в целом в России, являются: – непрозрачность начислений платы за жилищно-коммунальные услуги; – отсутствие понимания гражданами расчетов общедомовых начислений; – проблемы управления многоквартирными домами; – проблемы во взаимоотношениях собственников жилья и управляющих компаний [5]. Граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, волнуют вопросы капитального ремонта многоквартирных домов, модернизации жилого фонда,  лицензирования управляющих компаний. С данными вопросами граждане обращаются в Общественную палату Санкт-Петербурга. Деятельность Общественной палаты Санкт-Петербурга направлена на обеспечение взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с гражданами, общественными организациями, объединениями граждан в целях учета их интересов и осуществления потребностей, защиты прав и свобод населения города, что способствует реализации государственной политики в сфере обеспечения благополучной среды жизнедеятельности граждан, увеличения благосостояния, сохранения здоровья. Одной из значимых сфер деятельности Общественной палаты СанктПетербурга является общественный контроль за деятельностью управляющих компаний и предприятий сферы ЖКХ. Общественная палата Санкт-Петербурга является координатором и организатором общественного контроля в сфере ЖКХ. Общественный контроль в ЖКХ Санкт-Петербурга необходим для улучшения качества предоставляемых жилищных услуг и максимальной защиты прав потребителей. Общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства реализуется посредством деятельности рабочей группы при Общественной палате Санкт-Петербурга, целями которой являются систематизация подходов и принципов развития общественного контроля, анализ действующего российского законодательства, а также выработка специальных мер и действий для устранения современных проблем в сфере ЖКХ [4]. Экспертный совет Общественной палаты Санкт-Петербурга оказывает содействие в проведении общественного контроля ЖКХ гражданам, советам многоквартирных домов, общественным некоммерческим организациям. Данное структурное подразделение Общественной палаты является консультативным и коллегиальным органом. Общественная палата Санкт-Петербурга взаимодействует со средствами массовой информации (далее – СМИ) и правоохранительными органами,  контролирующими деятельность управляющих компаний в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» [2]. В сфере общественного контроля предприятий ЖКХ Общественная палата Санкт-Петербурга имеет право: – при проведении общественного контроля запрашивать информацию у органов власти всех уровней и у всех организаций сферы ЖКХ в г. СанктПетербург; – посещать управляющие компании и предприятия ЖКХ; – подготавливать и отправлять органам государственной и муниципальной власти, правоохранительным органам, представителям СМИ информацию о результатах проведения общественного контроля; – передавать документы с результатами проверки в прокуратуру, Роспотребнадзор и другие учреждения, занимающиеся правоохранительной деятельностью[6]. Общественная палата – не единственный субъект жилищного контроля. В настоящее время в Санкт-Петербурге существуют общественные структуры, контролирующие работу жилищно-коммунального хозяйства. Субъектами общественного контроля в Санкт-Петербурге являются: – Общественная палата г. Санкт-Петербург; – Общественные палаты муниципальных образований г. СанктПетербург; – Общественный совет при администрации г. Санкт-Петербург; – Общественные советы при администрациях муниципальных образований г. Санкт-Петербург; – советы многоквартирных домов; – некоммерческие организации (далее – НКО) [8]. Общественные проверки могут проводить общественные советы органов государственной и муниципальной власти. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (31) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Холодницкая Ю.П. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ // Вестник науки №10 (31) том 4. С. 90 - 100. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3673 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3673



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.