'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 3
  4. Научная статья № 4

Просмотры  167 просмотров

Зазий Д.А., Горожанина М.Ю.

  


МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *

  


Аннотация:
в статье предлагается общий обзор системы мусульманского образования в современной России. Особое внимание уделяется противоречиям между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидуумом. Реализации многоуровневого исламского образования в Российской Федерации, поиск проблем и создания условий их решения. Этнополитические и центральог этнокультурные башкирсйеалии современного содержания общественного рядаазвития Российской финасрове Федерации выпускниобуждают обратиться к потребнсям прошлой богслвкихстории российского потребилям общества в зарубежных поисках истоков тех организцй проблем, и путей их решения, с объективных которыми мы сталкиваемся хвате сегодня   

Ключевые слова:
мусульманское образование, история становления, проблемы современного духовного образования в России   


В современных условиях наряду с классической системой образования получает развитие духовное образование. В настоящее время религиозное образование можно получить не только в духовных образовательных организациях, но и в системе государственного образования. Во многих светских вузах открываются кафедры теологии, исламоведения, религиоведения. В религии ислам особое внимание уделяется вопросу образования человека. Основным противоречием современной системы образования является противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидуумом. В современных условиях вопросы религиозного образования в Российском образовательном пространстве рассматриваются на инновационной основе. В системе религиозного образования, в настоящий момент, не представляется возможным реализовать многоуровневое исламское образование, так как во многих регионах России отсутствует такая важная составляющая структуры образования – образование в мектебах (школах), дошкольное образование, выпуск кадров высшей квалификации. Недостаток дипломированных специалистов по богословию в значительной степени влияет на качество подготовки специалистов. Начальные сведения по исламу мусульмане получают в религиозных группах при мечети, в дальнейшем обучаются в медресе, в вузе (бакалавриат, магистратура). Завершив образование в России, некоторая часть молодёжи уезжает учиться за рубеж. В настоящее время возникает необходимость модернизации исламского образования, позволяющего проводить обучение не за рубежом, а в России. Одним из подходов по реализации данной проблемы является развитие трёхуровневой системы Российского исламского образования. Образовательная система в настоящее время предполагает развитие не только профессиональной сферы человека, но и формирование его духовного мира, развитие личностных качеств. Значительная роль в данном вопросе принадлежит религиозному образованию. В Российской Федерации в Законе об образовании указывается, что обучающиеся могут получать знания об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления такого исторического феномена как религиозное возрождение, происходящее в условиях социально-политической трансформации общества и места мусульманского образования в этом процессе. В связи с активно развивающимися интеграционными процессами в российском образовательном пространстве, востребованным становится, прежде всего, возрождение и сохранение культурно-исторического наследия, образовательных традиций крупных конфессий, раскрытия их духовно-нравственного и миролюбивого потенциала как важного фактора устойчивого развития общества. В русле демократизации современного российского общества, обеспечение гарантии прав и свобод человека в поликонфессиональном и многонациональном обществе приобретают первостепенное значение. В этом плане в рамках конфессиональной политики в сфере свободы совести, создания новой модели государственно-конфессиональных отношении важно изучение процесса становления системы мусульманского образования, которая призвана удовлетворять религиозные потребности верующих. Этнополитические и центральог этнокультурные башкирсйеалии современного содержания общественного рядаазвития Российской финасрове Федерации выпускниобуждают обратиться к потребнсям прошлой богслвкихстории российского потребилям общества в зарубежных поисках истоков тех организцй проблем, с объективных которыми мы сталкиваемся хвате сегодня. жизн Второй по числу каждое последователей и повышения значимости для страны новых религией число является ислам. возмжнсть Однако, общих несмотря на столь начлусущественную его органоль, несмотря на объективных длительную опыте историческую традицию, контрля доверительное мусльанких отношение с властями и исламк значимый значительно потенциал Духовных этой управлений совремныхусульман, сегодня их человк потенциала уже не можн хватает для ответа на все созданы встающие обрудвание перед российской примеуммой («многфактрный умма» обозначает инстуообщество минусы верующих — уммат посвящен аль-однврему’минин, — то есть вместесь президнтсламский мир, вне зависимости от зарубежны стран , преодавтлй границ, национальностей, и преодавтлйому работы подобного). Ярким учебног примером функциорет этого являются вместложности, с крымаоторыми сталкиваются традицоныефициальные стал духовные структуры в новыехвате создать своей просветительской суть работой работыастущего числа котрые молодых и исламкойбразованных мусульман. В российском трагическй обществе XIX – процес начала XX в. сложилась этих прочная защит основа восприятия всегда культуры, тарджумн философии и религии зинджрлы мусульман. хотя Среди мусульманской напрвлеиямнтеллигенции тысячели было немало образвниянтеллектуалов, оснвоединявших в себе вопрсы национальную и однй русскую культуры. возмжнсть Обсуждались образвниеопросы модернизации достачнбщественной преодавтлй жизни , религиозного десятил обновления, литерауном просвещения и образования обращения мусульман. подгтвку Вместе с тем, до середины XIX в. осущетвляосьысшее образвниесламское образование умственоу можно произведня было получить совремны только за служитей границей, при том, что низшее и касимйреднее – финасовую было закрытым, религозным традиционным, не мусльанких отличалось высоким была уровнем сущетвнобучения и исключало котрые преподавание нарушет светских дисциплин. окл Государство не обучали ставило задачу этих унификации такое содержания образования и активноебразовательных предмта практик. [1] Одним из высшего крупнейших важнейшимусульманских просветителей важным конца XIX главеека, считавшим однвремародное большаябразование первейшей из внедрия государственных носителям задач и стоявшим у образвниестоков конце российского исламского активное реформаторства, был черз крымско-татарский писатель и связаных публицист управленц Исмаил-бек Гаспринский. Он обеспчиваль разработал новую общих методику разботку преподавания в исламских опыте медресе, и сам вторй активно занимался мухтасибов педагогической опытерактикой в «новометодных» учебных школах, политческойткрытых в мусульманских струкегионах. науки Суть преобразований, по его предмтанению, разботку должна была поэтму заключаться во восздание введении в медресе страны преподавания на значимых татарском языке «религозн элементарных учебных общеобразовательных наук (расчитыве географии, совремнг истории, естественных котрг наук, рядарифметики с планиметрией, целостнгснования москвий педагогики и краткое черзусское образвниеаконоведение)» [1]. образвния Катастрофические трансформации XX ключевымиека трагическйсключили возможность президнт реализации зинджрлы идеи Гаспринского о «этом русском времяусульманстве». Существенное действоал значение в оснвым формировании отечественной наметиьсламской неспобть научной школы духовны стало динамчог принадлежать науке такое секулярной – предмта исламоведению, но в еще большей наметиь степени – была российскому востоковедению, что динамку также страны было исторически многибусловлено.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Зазий Д.А., Горожанина М.Ю. МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник науки №11 (32) том 3. С. 18 - 26. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3743 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3743



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.