'
Куликова Е.В.
ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ *
Аннотация:
в данной работе автор рассуждает о преимуществах приёмов использования исследовательской деятельности при изучении литературы как школьного предмета, подтверждая доводы собственным опытом
Ключевые слова:
исследовательская деятельность, интеллектуальные способности, расширение кругозора, повышение успеваемости, литература, научные конференции, проектная работа
Наряду с олимпиадами и конкурсами, развлекательными состязаниями по решению логических задач, разгадыванием и составлением кроссвордов, отгадыванием ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку, стоит метод исследовательской деятельности как один из методов развития интеллектуальных способностей учащихся. Исходя из законодательства Российской Федерации, исследовательская деятельность - осуществление участником проекта исследований, разработок и коммерциализации их результатов по определённым направлениям, а также иных видов деятельности, необходимых для осуществления исследований, разработок и коммерциализации их результатов. [1] Конечно, в образовательном процессе нет места коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности школьников. Исследовательская деятельность здесь – способ достижения учащимися образовательных целей, процесс расширения кругозора и совершения новых открытий. У данного метода есть ряд несомненных преимуществ. У учащихся развиваются навыки самообразования и самоконтроля, моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат, возрастает интерес к познавательной деятельности. Кроме того, обучающиеся развивают у себя навыки групповой деятельности (например, при исполнении проекта под руководством учителя методами SCRUM и AGILE), а при самостоятельной работе всесторонне развивается индивидуальный подход: учащийся полностью проявляет своё творчество, а учитель направляет ученика при выполнении работы такими мотивационными методами, которые актуальны для данного ученика персонально. Хотелось бы поделиться собственным опытом применения приёмов исследовательской деятельности при изучении литературы, в том числе в период пандемии Ковид-19 (весна 2020 года). На протяжении трёх последних учебных лет учащиеся принимают участие в научно-практических конференциях школьников. Учащиеся, заинтересованные учебным предметом «Литература», которым недостаточно информации, представляемой в рамках учебного процесса, самостоятельно изучают интересующие их литературные течения. Так, например, изучаются образы женщины в русской и мировой литературе, фольклор разных времён. Со стороны учителя ведётся научное руководство: школьникам не предлагаются вопросы, не актуальные их темам исследования, а идёт расширение сферы исследования и детализация изученных фактов. В рамках пандемии участие в конференциях становится дистанционным. Очень частым стал вариант участия школьников в них путём направления видеороликов с выступлениями по теме исследования. Учителем даются консультации по тексту выступлений и вопросам, связанных с ходом выступления и организационными моментами. По результатам применения приёмов исследовательской деятельности в образовательном процессе, в частности – при изучении литературы как школьного предмета, учащиеся повысили свои интеллектуальные способности, расширили кругозор и словарный запас и повысили успеваемость в целом.
Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 3
Ссылка для цитирования:
Куликова Е.В. ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №11 (32) том 3. С. 27 - 29. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3744 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*