'
Лобова Е.В.
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. *
Аннотация:
в данной статье подробно рассматриваются уровни конкурентоспособности. Даны определения каждого уровня и их особенности, а также их различия друг от друга
Ключевые слова:
конкурентоспособность, конкурентоспособность товара, конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность отрасли, конкурентоспособность экономики, конкурентоспособность страны
Различия в интерпретациях категории «конкурентоспособность» определяются особенностями ее экономической сущности. При этом конкурентоспособность обладает многоуровневым характером у термина «конкурентоспособность» существуют подкатегории: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона, страны. Существует тесная связь между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях. От способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары зависит отраслевая и страновая конкурентоспособность. Но, с другой стороны, конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней так, как выпуск конкурентоспособной продукции может осуществляться в условиях, созданных для производителей в отрасли и в стране в целом. Равным образом, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях [1]. «Конкурентоспособность товара», практически во всех работах, является генеральным понятием в изучении конкурентоспособности. Выделяют два основополагающих направления в исследованиях конкурентоспособности организации: 1. В качестве основы конкурентоспособности предприятия анализируют конкурентоспособность товара; 2. Товар включают лишь в качестве одного из элементов, формирующих конкурентоспособность предприятия, объясняя конкурентоспособность предприятия более широко. Словари дают следующие толкования понятия «конкурентоспособность товара»: 1) «конкурентоспособность товара совокупность потребительских качеств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию» [2]; 2) «конкурентоспособность товара способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя), благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик и требованиям данного рынка, потребительским оценкам, по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения [3]. Большинство зарубежных и отечественных авторов дают следующее определение: «конкурентоспособность товара – это такой уровень его экономикотехнических, эксплуатационных параметров, который позволяет переживать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке». Конкурентоспособность товара – это относительная характеристика, показывающая не только качественные, технически, экономические, эстетические его свойства, но и для рыночной экономики коммерческие и другие условия его реализации (цена, сервис, реклама сроки поставки, каналы сбыта). Товар конкурентоспособен, если он отвечает условиям рынка и определенным требованиям потребителей: качество, эффективность, доступность. Конкурентоспособность предприятия — следующий уровень иерархии. По сравнению с конкурентоспособностью товара это более сложная категория. Конкурентоспособность предприятия это способность предприятия рационально спланировать, организовать свою деятельность и функционировать в течении длительного времени, учитывая при этом все представляющиеся возможности и надвигающиеся угрозы со стороны внешней среды. Это позволяет организации обрести успех на рынке товаров и услуг, занять конкретно свою нишу на нем, лучшим образом удовлетворяя потребности и желания покупателей в отличие от других фирм. В столь не простой и изменчивой ситуации, сложившийся сейчас в российской и мировой экономике для того, чтобы предприятие могло выжить в конкурентной борьбе, и занять устойчивые позиции, оно обязано быть высоко конкурентоспособным, то есть сохранять и поэтапно увеличивать свой товарооборот, расширять границы занимаемой доли рынка. Для этого необходимо выработать единую стратегическую цель деятельности организации, а главное методы и приемы конкурентной борьбы, благодаря которым предприятие сможет достичь желаемых результатов, а также выйти на мировой уровень торговли своей продукции и оказанию услуг [4]. Конкурентоспособность отраслей способность отраслей обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции, т.е. продуктивность использования его ресурсов Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее технических, экономических и организационных условий для создания производства и сбыта (с издержками не выше интернациональных) продукции высокого качества, удовлетворяющей требованиям конкретных групп потребителей [5]. Конкурентоспособность национальной экономики означает способность страны как геополитического субъекта обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперничестве с другими странами. Конкурентоспособное национальное хозяйство в состоянии производить и реализовывать на внутреннем и внешнем рынках товары и услуги, соответствующие по объему и структуре платежному спросу субъектов хозяйствования и отдельных физических лиц, что обеспечивает экономический рост и повышение уровня и качества жизни [6]. Следует отметить, что между понятиями конкурентоспособности различных уровней существуют принципиальные различия. Например, понятия «конкурентоспособность страны» и «конкурентоспособность предприятия» различаются, вопервых, неодинаковыми целевыми функциями этих объектов. Вовторых, сами целевые установки развития стран, в зависимости от исторически сложившихся традиций, живущих в них людей, могут быть существенно различными. Во многих странах мира сформировались и развились (при всей их сложности) уникальные хозяйственные уклады со своей структурой и моделями развития. Втретьих, страны мира сильно различаются по масштабам, роли в мировой истории, экономическим и геополитическим потенциалам. Этим объясняется несходство национальногосударственных интересов, экономических стратегий и внешнеэкономических сегментов этих стратегий [7]. В то же время между всеми вышеназванными уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя взаимозависимость. С одной стороны, конкурентоспособность страны базируется в первую очередь на ее жизнеспособности, т. е. на прочности ее национальной производственной базы.
Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 3
Ссылка для цитирования:
Лобова Е.В. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. // Вестник науки №11 (32) том 3. С. 86 - 90. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3752 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020. 16+
*