'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (32) том 3
  4. Научная статья № 23

Просмотры  170 просмотров

Маштакова С.А.

  


ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ,СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ В РОССИИ *

  


Аннотация:
актуальность темы статьи состоит в том, что судебная реформа, которая находится на очередном этапе развития в нашей стране, заставила отечественных юристов искать оптимальные модели судебной системы и судебных процессов. Это вызвало рост интереса и отметило необходимость более тщательного изучения истории суда и органически связанных с ней органов принудительного исполнения. Процесс развития органов принудительного исполнения в России длился более века. Различные методы организации органов принудительного исполнения и их взаимодействия с судебными органами были опробованы на разных этапах развития государства. Поиск путей оптимизации исполнительного производства, который ведется в России с 1997 года, пока безуспешен   

Ключевые слова:
органы принудительного исполнения, судебная реформа, судебная система, исполнительное производство, «Русская правда», правовое регулирование   


Несмотря на разнообразие и богатство исторического прошлого, принудительное исполнение не утратило своего значения и по сей день. Ведь невыполненное или неправильно исполненное судебное решение лишает законной силы весь правоприменительный процесс, подрывает эффективность и репутацию судебной системы, приводит к ошибкам в работе государственного механизма Поиск путей оптимизации исполнительного производства, который ведется в России с 1997 года, пока не дает результатов. В то же время неисполнение судебных решений стало серьезной проблемой в последние годы, добавив дестабилизирующий элемент в судебную систему страны. Действующая в настоящее время система принудительного исполнения оказалась неэффективной. Органы принудительного исполнения судебных решений РСФСР до настоящего времени не были предметом специального комплексного научного исследования. В настоящее время активно ведутся научные исследования в связи с реформированием судебной системы и системы принудительного исполнения, что привело к появлению ряда работ в области принудительного исполнения. Возникновение учреждения судебных приставов и эволюционное развитие исполнительного производства в России приходится на конец XV века. Реформа исполнительного процесса началась с реализации идеи о необходимости радикальной перестройки всей системы принудительного исполнения. Однако в результате изменилась лишь степень судебного контроля за действиями органов исполнения - от прямого подчинения исполнительных служб суду до возможности обращения в суд в конкретно определенных случаях конфликтных ситуаций по вопросам правоприменения [5, с. 154]. Одним из первых российских источников права, предусматривающих нормы исполнительного производства, был договор Олега с греками и «Русской правдой». В соглашении говорилось, что «иск должен быть взыскан с виновной стороны в полном объеме, но если он не может оплатить все, он должен отдать все, что у него есть, и присягнуть в том, что некому помочь ему заплатить». «Русская правда» предусматривала возможность работы с должником как с торговцем на усмотрение собственника, погибшего по вине этого купца. Несмотря на то, что князья рассматривали жалобы на действия волостей и посадников, они имели право пересмотреть дело по существу и принять новое  решение. Ученые все-таки сходятся во мнении о том, что в Древнерусском государстве не было апелляционной или кассационной инстанции. Сразу после оглашения приговор был признан окончательным и подлежащим исполнению. Ст. 55 «Русской правды» (развернутая редакция) устанавливала, что должника выставляли на торгах, продавали, а выручку распределяли между князем и взыскателями. Оставшиеся куны (деньги) передавались членам семьи. Наблюдение за этим процессом обычно поручалось одному из молодых людей. Согласно ст. 107 «Русской правды» (развернутая редакция), выигравшей стороне помогали вспомогательные судебные исполнители, получившие за это специальную плату. В догосударственную эпоху производством принудительного исполнения занимался сам взыскатель. Однако такой порядок мог либо привести к злоупотреблению последним своим правом; либо к активному возражению должника, что негативно повлияло на результаты исполнительного производства и спровоцировало многочисленные конфликтные ситуации. С появлением и развитием государства ситуация меняется. Государство постепенно вмешивается в процесс урегулирования гражданских споров: во многих странах создаются специализированные судебные органы, за которыми следуют правоохранительные органы, которые постепенно заменяют «самоуправство». Исследованием вопросов становления и развития органов принудительного исполнения в России занимается целый ряд авторов. Некоторые исследователи также поднимали вопрос о периодизации истории отечественных правоохранительных органов. Однако единой позиции по этому вопросу выработано не было. Отсутствуют четкие хронологические рамки возникновения данного института. Нет четких хронологических рамок для создания этого учреждения [3, с. 115]. Стандартизированных критериев, по которым различается тот или иной этап развития органов принудительного исполнения, не существует.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (32) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Маштакова С.А. ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ,СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ В РОССИИ // Вестник науки №11 (32) том 3. С. 136 - 141. 2020 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/3762 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/3762



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2020.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.