'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 1
  4. Научная статья № 9

Просмотры  125 просмотров

Часыгова Л.М., Хадзиева А.А.

  


КАВКАЗ В ПОЭМАХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «КАЛЛЫ» И «АУЛ БАСТУНДЖИ» *

  


Аннотация:
в статье рассматривается Кавказ в творчестве великого русского поэта и писателя М.Ю. Лермонтова. На примере его произведений «Каллы» и «Аул Бастунджи» показано, что роль Кавказа в творчестве автора велика   

Ключевые слова:
Лермонтов, классика, Кавказ, кавказская тематика, литература   


Кавказ играл немаловажную роль в жизни и творчестве многих русских поэтов и писателей, в частности А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.А. Бестужева-Марлинского и, конечно же, М.Ю. Лермонтова. Удивительный край, на протяжении долгого времени он вдохновлял поэтов на многие свершения своей чарующей красотой и природой, традициями и бытом. В возрасте десяти лет М.Ю. Лермонтов приехал впервые на Кавказ. Это знакомство не ограничилось детской поездкой. За свою короткую жизнь М. Ю.Лермонтов часто приезжал на Кавказ. помогал ему обрести душевное успокоение и вдохновение. Он же стал его последним пристанищем. «Каллы» - известная поэма М.Ю. Лермонтова, которая датируется предположительно 1830—1831 годами. В очень драматичном произведении «Каллы» ярко выражен протест против устаревших обычаев горцев, поддерживаемых муллами. Поэма достаточно короткая, но при этом насыщенна многими событиями. В этом произведении описывается судьба юноши, весь род которого истреблен кровниками; старик-мулла, ревнитель дедовских обычаев, побуждает молодого Аджи отомстить врагам: «Ты на земле орудье мщенья, Палач, — а жертва Акбулат! Отец твой, мать твоя и брат, От рук злодея погибая, Молили небо об одном: Чтоб хоть одна рука родная За них разведалась с врагом!» [1. c.15]. Молодой человек обещал беспощадно расправиться с врагами вырезав целую семью, он потом сам ужасается содеянному злу и убивает муллу, заставившего его пролить столько крови, а юный Аджи одиноко скитается в горах, всеми отвергнутый, сам чуждающийся людей и получивший прозвище «каллы»: И в это время слух промчался (Гласит преданье), что в горах Безвестный странник показался, Опасный в мире и боях; Как дикий зверь, людей чуждался; [1. C17].  И он лишь знает, почему Каллы́ ужасное прозванье В горах осталося ему. [1. c, 18]. Центральной темой поэмы «Аул Бастунджи» является – эмоциональный протест главного героя поэмы. Селим – волевая, свободолюбивая и непреклонная натура, выступающая против старинных, стесняющих личность человека, обычаев. Селим полюбил молодую жену своего старшего брата Акбулата. Герой понимает, что и Зара, насильно выданная замуж, не любит своего мужа. Девушка втайне готова ответить на чувство Селима. Она сильная натура, но все же не смеет идти против адатов, не соглашается бежать с Селимом. Откровенная беседа младшего брата со старшим, попытка уговорить Акбулата уступить жену, не приводит к положительному результату: «Ты видишь: я погиб!.. спасенья нет... Отчаянье, любовь... везде! повсюду!.. О! ради прежней дружбы... прежних лет... Отдай мне Зару!.. уступи!.. я буду Твоим рабом... послушай: сжалься!.. нет, Нет!.. ты меня, как ветхую посуду, С презреньем гордым кинешь за порог... Но, видишь: вот кинжал! — а там: есть бог!..» [1. c,30]. Так же, как и в поэме «Каллы», свою роль и в этой истории сыграет мулла, настроивший против Селима старшего брата и все население аула. Селим, в отчаянии убивший Зару и поджегший саклю брата, предан проклятию и обречен на вечное изгнание: «Молись себе пророку, злой мулла, И не мешайся так в дела чужие. Твой верен глаз — моя верней стрела: За весь табун твой не отдам жены я!» И тот в ответ: «Я не желаю зла, Но вспомнишь ты слова мои простые!» Смутился Акбулат — потупил взор, И скачет он скорей к себе на двор.» [1. c,35]. Попытка Селима противостоять и бороться с давними обычаями и традициями, не только семейными, но и общественными заканчиваются неудачей. Один человек не в состоянии противостоять целой многовековой общественной системе: «Сгорел аул — и слух об нем исчез; Его сыны рассыпаны в чужбине. Лишь иногда в туманный день черкес Об нем, вздохнув, рассказывает ныне При малых детях. И чужих небес Питомец, проезжая по пустыне, Напрасно молвит казаку: «Скажи, Не знаешь ли аула Бастунджи?..» [1. c,38]. Таким образом, мы рассмотрели роль Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова на примере его поэм «Каллы» и «Аул Бастунджи», мы пришли к обоснованному выводу, что многие традиции и обычаи горцев приводят к многочисленным жертвам людей. Особую роль в случившейся трагедии играет роль священнослужителей. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Часыгова Л.М., Хадзиева А.А. КАВКАЗ В ПОЭМАХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «КАЛЛЫ» И «АУЛ БАСТУНДЖИ» // Вестник науки №2 (35) том 1. С. 44 - 48. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4144 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4144



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.