'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (35) том 1
  4. Научная статья № 13

Просмотры  188 просмотров

Яндиева Л.И., Хадзиева А.А.

  


ОБРАЗ ДМИТРИЯ НЕХЛЮДОВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается образ Дмитрия Нехлюдова, романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Раскрываются его основные черты и внутренний мир   

Ключевые слова:
Толстой, роман, герои, внешний образ, характер героя, литература, классика   


Дмитрий Нехлюдов предстает в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» полным сил и энтузиазма на свершения добрых дел и поступков. Он готов служить людям и стремится к морально-нравственным идеалам. Зачитавшись трудов Герберта Спенсера о земельной собственности Нехлюдов четко решил, что сам факт частного землевладения очень несправедлив. Герой считает, что земля должна быть общей и необходимо раздать ее крестьянам. Конечно, его порыв был встречен обществом отрицательно. Для людей его времени это было глупо и, как выразился один из персонажей романа это «поступок, граничащий с ненормальностью». Но для юного Дмитрия все было иначе, он искренне верил в свои убеждения и однажды даже отдал крестьянам землю, получившую в наследство от отца. Но с возрастом и со времени переезда Нехлюдова в Петербург в нем начали происходить значительные изменения. Теперь же в своих взглядах и намерениях он не отличался от других людей. Из честного, самоотверженного, способного на жертвы во имя нравственных ценностей юноши, он превратился в развращенного, самодовольного себялюбца. «Вся эта перемена свершилась с ним только от того, что он перестал верить в себя, а стал верить другим» - пишет автор. Отсюда следует, что жить, следуя своим моральным принципам и идеалам всегда сложно, а порой и невозможно, потому, что круг человеческого общения всегда имеет на нас непосредственное влияние, а интересы людей всегда рознятся. Общество и окружение Дмитрия Нехлюдова не приняло того, во что он искренне верил. Более того, его считали глупцом и смешным. К примеру, для его матери было гораздо приятнее осознавать, что его отрок отбивает дам у своих товарищей, прожигает и проигрывает большие деньги. Для нее и в целом для людей их общества такое положение вещей было естественным и нормальным. Возможно, именно от того, что на тот период он не смог найти себе единомышленников герой отказывается от своих побуждений. С тех пор проходит много времени, а Дмитрий продолжает жить развязной жизнью. У него нет ни семьи, ни детей, он живет одним днем, прожигая свою жизнь. Как-то, оказавшись на одном суде присяжным заседателем, он узнает в подсудимой, Катерину Маслову, женщину, которую он много лет назад соблазнил и бросил на произвол судьбы. После этого жизнь девушки идет наперекосяк, она теряет веру в людей, в справедливость. Дмитрий понимает, что в ее перемене виноват именно он, и чувство вины заставляет его действовать, менять свою жизнь. От былой своей жизни, привычек, правил и развязности он отказывается и даже чувствует некое презрение к тому, что он делал раньше. На суде девушку, без вины осуждают, а Дмитрий пытается облегчить ее участь, он хочет вызволить ее из тюрьмы, решает на ней жениться и даже готов ехать за ней в Сибирь, если это потребуется. Он как и в далекой юности отказывается от права  на землю, этим лишая себя всего богатства. Жизнь героя закружилась в новом темпе, в нем происходят видимые изменения, мы наблюдаем его нравственное перерождение, то есть «воскресение». Отдаляясь от высшего круга и все больше погружаясь в жизнь простого народа, с его глаз снимается пелена, которая столько лет застилала ему глаза. Он наблюдает всю сложность и все лишения простого народа, видит, как одни люди издеваются над другими: «Я ли сумасшедший, что вижу то, чего другие не видят, или сумасшедшие те, которые производят то, что я вижу?» [1, c. 477]. Конечно, в глубине его души все еще кроятся сомнения по поводу правильности принятого им решения: «А вдруг все это я выдумал и не буду в силах жить этим: раскаюсь в том, что я поступил хорошо» [1, c.337]. Но все решается, когда герой вслед за осужденной едет в Сибирь, чтобы разделить с ней все ее мучения и лишения. Находясь на остроге он все больше проникается мучениями и страданиями, которые выпали на долю осужденных. Дмитрий Нехлюдов думает о том зле, которое совершается ежедневно и понимает, что он не только не может, но и не понимает, как это исправить. Единственным спасением для него становится чтение Евангелия, которое помогает ему следовать его. Таким образом, проанализировав образ Дмитрия Нехлюдова, в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», мы пришли к выводу о том, что главное назначение человеческой жизни – это делать добро во имя человечества.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (35) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Яндиева Л.И., Хадзиева А.А. ОБРАЗ ДМИТРИЯ НЕХЛЮДОВА В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» // Вестник науки №2 (35) том 1. С. 61 - 64. 2021 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/4148 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/4148



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2021.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.