'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 5
  4. Научная статья № 5

Просмотры  119 просмотров

Калиновская А.А., Пономаренко А.К.

  


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается актуальность лингвистических логических задач, анализируется их важность для развития логики школьников и студентов и т.д.   

Ключевые слова:
лингвистика, логические задачи, самодостаточные задачи, специальные задачи   


УДК 8.81-11'32

Калиновская А.А.

студент группы С19-501 специальности

«Автоматизированные системы обработки информации и управления»

Национальный Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ»

(Россия, г. Москва)

 

Пономаренко А.К.

 доцент кафедры физического воспитания

Национальный Исследовательский Ядерный Университет «МИФИ»

 (Россия, г. Москва)

 

 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается актуальность лингвистических логических задач, анализируется их важность для развития логики школьников и студентов и т.д.

 

Ключевые слова: лингвистика, логические задачи, самодостаточные задачи, специальные задачи.

 

Логические задачи — это неотъемлемая часть сегодняшнего дня. Они встречаются повсюду: в образовательных детских книжках, в сборниках кроссвордов, на олимпиадах различных предметов и уровней, в книгах детективного жанра, в лингвистических пособиях и т.д. При изучении нового языка, люди, незаметно для самих себя, решают логические задачи, проводя аналогии между родным и изучаемым языками. Специальные логические задачи не покидают учащихся в течение всего обучения в школе, не прощаются с ними при сдаче Единого Государственного экзамена и даже студенческие годы не обходятся без некоторых из них.

В повседневной жизни каждый из нас часто сталкивается с неординарными задачами, решение которых, на первый взгляд, лежит на поверхности. Кажется, вот-вот и решение само придет к нам в голову, но спустя некоторое время, понимаешь, что простым ожиданием задачу не решить, и все-таки требуется нестандартный, нешаблонный подход, и что помимо алгоритмических умений и навыков, фиксированных в стандартных правилах, формулах и способах действий, которым нас учили в школе, нужно использовать еще и эвристические приемы.

Лингвистические и логические задачи — это особый жанр задач, получивший широкое развитие в связи с проводившимися филологическим факультетом МГУ олимпиадами по языковедению, математике и криптографии.

Жанр самодостаточной лингвистической задачи впервые был представлен задачником американского лингвиста Г. Глисона, а зарождение этого жанра в нашей стране связано с именами двух людей: выдающегося лингвиста, ныне академика РАН А.А. Зализняка и А. Н. Журинский, по инициативе которого была проведена первая олимпиада [1].

Задачи называются самодостаточными не случайно. «Самодостаточность» задачи проявляется в том, что от решающего не требуется специальных знаний и подготовки, задача посильна всем, без исключения: весь материал, необходимый для решения, содержится в условии или может быть восполнен решающим на основе его интуитивных представлений об устройстве родного языка. Главной целью таких задач является – проверка способности логически рассуждать и умения использовать языковую интуицию.

Тема специальных логических задач остается актуальной и по сей день, несмотря на то, что олимпиады по решению таких задач проводятся с самого 1965 года. Помимо того, что решение таких задач может использоваться как средство интеллектуального досуга, данные задачи могут применяться и в образовательных (развивающих) целях учащихся как младших классов школ, так и студентов различных курсов и направлений. Практика показывает, что при решении таких задач создаются благоприятные возможности для проявления инициативы и самостоятельности учащихся, развития их творческого потенциала. Задачи подобраны по принципу наведения на открытие, то есть сначала они выступают, как конкретизация и уточнение основной проблемы, а затем как поиск и составление общего способа их решения [3].

Зачастую, решая какую-либо логическую задачу, нам тут же хочется узнать ответ, ведь ее решение кажется очевидным и довольно алгоритмичным. Жаль только, что не каждый знает этот алгоритм (идею алгоритма, подходящего именно этой задаче). Но можно заметить одну важную деталь: если разобрать блок типичных задач хотя бы одного типа, у вас очень скоро сложится часть алгоритма, с помощью которого можно без труда и особой подготовки решить определенный класс задач.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1975 / Ред. — сост. В. И. Беликов, Е. В. Муравенко, М. Е. Алексеев. — М.: МЦНМО, 2006. — 570 с.

Зализняк А.А. Лингвистические задачи /С предисловием В. А. Успенского М.: МЦНМО, 2013.

Киселева Н. А. Научная статья по специальности «Языкознание и литературоведение», 2007.

 

Kalinovskaya A.A.

student of group C19-501 specialty

Automated information processing and management systems

National Research Nuclear University "MEPhI"

(Moscow, Russia)

 

Ponomarenko A.K.

Associate Professor of the Department of Physical Education

National Research Nuclear University "MEPhI"

(Russia, Moscow)

 

LINGUISTIC TASKS

 

Abstract: this article examines the relevance of linguistic logic problems, analyzes their importance for the development of logic of schoolchildren and students, etc.

 

Keywords: linguistics, logical tasks, self-sufficient tasks, special tasks.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Калиновская А.А., Пономаренко А.К. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 25 - 28. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5215 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5215



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.