'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 5
  4. Научная статья № 7

Просмотры  292 просмотров

Кувичкин Н.М., Дорошева М.И.

  


ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ОБЩЕСТВЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные методы изучения школьной травли (буллинга), ставится проблема возникновения этого явления и методы борьбы с ним, также дается характеристика его формам   

Ключевые слова:
буллинг, школа, школьное насилие, профилактика буллинга   


УДК 316

Кувичкин Н.М.

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин

ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

(пос. Персиановский, Ростовская обл., Россия)

 

Дорошева М.И.

студент, кафедра экономики, философии и социальных дисциплин

ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

(пос. Персиановский, Ростовская обл., Россия)

 

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ОБЩЕСТВЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные методы изучения школьной травли (буллинга), ставится проблема возникновения этого явления и методы борьбы с ним, также дается характеристика его формам.

 

Ключевые слова: буллинг, школа, школьное насилие, профилактика буллинга.

 

На первый взгляд, буллинг — это частное явление из области психологии образования. Но следует учесть, что этот термин изначально возник при изучении взрослых коллективов. В 1993 году норвежский психолог Д. Ольвеус занимался изучением этого вопроса и ввел свое определение травли, по его словам, буллинг — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы. [5, с. 134].

Буллеры это дети которые выступают агрессорами. Они находят в своем окружении самого слабого и начинают его унижать, призывая к этому некоторых людей из своего окружения.

Наиболее распространен буллинг в начальной и средней школе. Ближе к 10-11 классам дети взрослеют, умнеют и травля сходит на нет.

В буллинге имеется множество ролей, которые делятся на три группы:

  1. Булли- они являются инициаторами и возглавляют происходящее.
  2. Наблюдатели – они как бы не участвуют в травле, но либо одобряют, либо осуждают.
  3. Сама жертва. [1, с.45].

Причины, по которым возникает проблема основываются на сложностях и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условиях их развития. Школьный буллинг можно разделить на две формы:

Физический- это толчки, пинки, удары и другие различные травмы, нанесенные умышленно.

Психологический – давление на психику путем оскорблений и унижений, которые наносят психологическую травму ребенку. А также это преследования, запугивания и угрозы.[3, с.45].

Буллингу может подвергаться любой ребенок не зависимо от внешнего вида, заботы родителей, благополучия семьи. Самое главное не оставлять эту проблему без внимания и начать бороться с ней как можно раньше. Распознать то, что ребенок стал жертвой буллинга можно по следующим признакам: боли в животе и груди без причины; нежелание идти в школу, снижение успеваемости; нервный тик; грустный вид, беспокойство, тревожность; нарушенный сон, частые кошмары; склонность к уединению, нежелание общаться; ухудшение аппетита. [2, с.68].

В одиночку ребенок не в состоянии справиться с унижениями. Нужен комплексный подход. Со стороны родителей требуется поддержка. Если они сами не понимают, как с этим справиться, то следует обратиться к психологу. После консультации родители уже могу спокойно поговорить с ребенком, используя следующие фразы: «Я верю тебе», «Мне жаль, что с тобой это случилось», «Это не твоя вина», «Хорошо, что ты мне об этом сказал», «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». В силу возраста ребенок не сможет сам разобраться с травлей, но родители должны дать советы как этого избежать. Например, рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет. [4, с.158].

Действия учителя должны быть направлены на то, чтобы разобраться с этой проблемой внутри коллектива. Он должен поговорить с каждой стороной буллинга, потом собрать их вместе. Надо дать понять обидчику, что это неприятно, обидно и оказаться на месте жертвы было бы очень досадно.

В завершении можно сделать вывод, что никто не защищен от травли и жертвой может стать любой ребенок. Для того, чтобы не допустить такого нужно регулярно проводить беседы родителей и учителей с ребенком. Родители должны придавать ребенку веры в себя, а задача учителя объяснить, что такое хорошо, что плохо и конечно же сплотить коллектив детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.

Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Изд-во «Союз», 2002.

Андреева Н.А. Игровая деятельность как средство формирования дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2017. - № 1-1. - С. 5-8.

Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2007. № 1. C. 72–90.

Выготский Л.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 2005. - 432 с.

 

Kuvichkin N.M.

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department of Economics,

Philosophy and Social Sciences, Don State Agrarian University

Russian Federation, village Persianovsky, Rostov region

 

Dorosheva M.I.

Student,

Department of Economics, Philosophy and Social Sciences

Don State Agrarian University

Russian Federation, village Persianovsky, Rostov region

 

SCHOOL BULLYING AS A PSYCHOLOGICAL

AND PEDAGOGICAL PROBLEM IN SOCIETY

 

Abstract: this article discusses the main methods of studying school bullying (bowling), raises the problem of the occurrence of this phenomenon and methods of combating it, and also gives a description of its forms.

 

Keywords: bullying, school, school violence, bullying prevention.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Кувичкин Н.М., Дорошева М.И. ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ОБЩЕСТВЕ // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 34 - 38. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5217 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5217



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.