'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 5
  4. Научная статья № 9

Просмотры  118 просмотров

Муминова З.И.

  


ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются разные способы работы с текстом в контексте развития функциональной грамотности школьников   

Ключевые слова:
чтение, функциональная грамотность, функциональное чтение   


УДК 37

Муминова З.И.

учитель английского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа № 52

с углубленным изучением отдельных предметов»

(Россия, г. Ижевск)

 

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются разные способы работы с текстом в контексте развития функциональной грамотности школьников.

 

Ключевые слова: чтение, функциональная грамотность, функциональное чтение.

 

„Образование — это умение правильно действовать

в любых житейских ситуациях“

Джон Хиббен (1861 - 1933)

 

Президент Принстонского университета, педагог, философ, Джон Хиббен, уже в начале XX века подчеркивал связь образования с обычной жизнью. Действительно, институты благородных девиц, выпускающих высокоинтеллектуальных домохозяек, отличных партий для политиков, бизнесменов и юристов, являются пережитками прошлого. Образование ради образования само собой уже не имеет смысла в век масштабного информационного потока. Польза, функциональность, умение использовать свои знания на практике - вот мотивация современной молодёжи. Иными словами, на первый план в образовании выходит функциональная грамотность.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», такое определение данному термину дал А. А. Леонтьев.

Оценка качества образования и уровень сформированности функциональной грамотности учеников старшей школы определяется с помощью международных исследований. Например, одной из таких программ является PISA (Programme for International Student Assessment). Международная программа оценивает сформированность читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотности школьников. Развитием каждого вида грамотности занимаются педагоги разных дисциплин. Я, как преподаватель английского языка, стараюсь развивать преимущественно читательскую грамотность детей.

Каким образом на уроке английского языка можно сформировать читательскую грамотность? Как сделать чтение интересным и увлекательным занятием? Какую пользу может принести функциональное чтение для дальнейшей жизни?

Каждый человек в течении своего обычного дня множество раз сталкивается с чтением текста. Это может быть короткое сообщение в телефоне, паблик в соцсетях или статья на ту или иную тему в интернете. Так или иначе, в период господствующего процветания информационных технологий ключевыми становятся следующие умения и навыки:

поиск информации;

понимание прочитанного;

работа с полученной информацией (интерпретация, оценка);

применение информации для решения своей задачи.

Именно над формированием данных умений и навыков работает функциональное чтение (чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи).

Функциональное чтение является частью практически каждого значимого экзамена по английскому языку (российского или международного). К примеру, основной государственный экзамен (ОГЭ) и единый государственный экзамен (ЕГЭ) в данном разделе включают в себя следующие задания:

установить соответствие между вопросами и текстами, в которых содержатся ответы на эти вопросы;

прочитать текст и сделать вывод, какое из суждений верное (1 – TRUE), какое неверное (2 – FALSE), и о каком речь не шла вообще (3 – NOT STATED);

вставить вырванные из текста кусочки предложений обратно в текст с пропусками.

В международных кембриджских экзаменах (FCE, CAE, CPE) также уделяется особое внимание чтению. В его раздел входят следующие задания:

прочитать 4 коротких текста и указать, в каком из текстов освещается конкретное мнение.

прочитать текст, состоящий из 4-6 абзацев, или несколько небольших текстов и указать, в каком из абзацев или текстов представлена информация, указанная в конкретном задании.

В нашей школе мы используем функциональное чтение практически на каждом уроке английского языка.  Однако, работая с учениками средней и старшей школы, мы понимаем, что необходимо также заинтересовать ребят, сделать чтение не только полезным, но и увлекательным занятием. Для этого мы модифицируем обычные задания, добавляем к ним командную работу, самодельные карточки, интерактив и многое другое.

К примеру, как можно изменить обычное задание из ОГЭ на определение верности/неверности суждений.

Делим группу детей на две команды. Текст, с которым предстоит работать ребятам, разрезаем на несколько частей – по количеству членов команды. Каждая команда получает разрезанный и перемешанный текст. Задача каждого – прочитать свой отрывок и рассказать остальным уже своими словами, о чем в нем шла речь. После этого, команда соединяет части по смыслу, чтобы получился логически связанный, полный текст. После проверки, командам выдаются таблички – TRUE, FALSE, NOT STATED. В виде аукциона разыгрываются утверждения по данному тексту. Ребята выставляют таблички с верным, на свой взгляд, ответом. Таким образом, скучное задание на верность/неверность суждений становится интерактивной викториной в команде! Польза данной работы в том, что ребята учатся интерпретировать текст, доносить его смысл до своих одноклассников, а также фильтровать информацию, определяя ее верность.

Следующим образом можно модифицировать задание на сопоставление заголовков/вопросов и текстов.

Разделим учащихся на группы, которые получают разные небольшие тексты. Тексты должны быть объединены одной тематикой и не иметь заглавия. Группы знакомятся со своими текстами, совместно придумывают заголовок и записывают его на карточке. Затем группы обмениваются карточками и, основываясь на полученном заглавии, делают предположения о содержании текста. После этого команды озвучивают свои варианты развития событий и получают оригинальный текст для прочтения. В конце выбираем победителя! Данная работа помогает научиться вычленять главное в прочитанном, определять основную идею, а также делать вывод на основе полученной информации.

Если вы хотите поработать с ребятами над переводом, то вот несколько интересных заданий, включающих в себя элементы переводческой деятельности

Подготавливаем текст для работы – выбираем ключевые слова в тексте, переводим их на русский язык и выписываем их на доске (или печатаем карточки). Задача ребят – прочитать текст и найти перевод данных слов в тексте, не пользуясь словарем. Практика подсказывает, что по контексту, а также с помощью остаточных знаний и языковой догадки, ребята легко справляются с таким видом деятельности, что помогает создать на уроке ситуацию успеха!

Можно усложнить данную работу добавлением “Word Map” к каждому ключевому слову. Иными словами, добавить к данным словам логически связанные слова и выражения из текста. Например, текст о лишнем весе подростков в Америке (Insight, Intermediate). Ключевое слово будет obesity (ожирение), с ним можно логически связать причины ожирения из текста – car culture, “screenagers”, fast food, supersizing. Таким образом, ребята учатся находить ключевую информацию, искать логические связи и составлять свои схемы. В таком задании нет правильного ответа – логика может быть у каждого своя, она зависит от того, что именно зацепило каждого ученика.

Функциональное чтения на уроке английского языка формирует читательскую грамотность ученика, следовательно, ведет к развитию полноценной, функционально грамотной личности школьника. Работу с информацией сложно представить в теории – данное умение подразумевает только практико-ориентированный подход. Выполняя вышеописанные задания на каждом уроке, ребята, с интересом и азартом, вырабатывают навык использования полученных знаний на практике в ежедневных ситуациях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

https://www.teachaholic.pro/reading-activities-5-sposobov-prevratit-chtenie-v-aktivnyj-etap-uroka-anglijskogo/

Insight Intermediate. Students Book by Wildman Jayne, Myers Cathy.

 

Muminova Z.I.

English teacher

Secondary School No. 52 with study of individual subjects

(Russia, Izhevsk)

 

READING IN ENGLISH LESSONS HOW TO

METHOD OF DEVELOPING FUNCTIONAL

LITERACY OF HIGH SCHOOL STUDENTS

 

Abstract: this article discusses different ways of working with text in the context of the development of functional literacy of schoolchildren.

 

Keywords: reading, functional literacy, functional reading.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Муминова З.И. ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 44 - 49. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5219 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5219



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.