'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (46) том 5
  4. Научная статья № 10

Просмотры  308 просмотров

Оконешникова А.П., Баишева М.И.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СИСТЕМЫ EDUPLAY *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема представлений о счетной деятельности у детей 5-6 лет посредством мультимедийной системы eduplay, представлены результаты исследования по определению уровней сформированности представлений о счетной деятельности у детей 5-6лет. Показана эффективность использование мультимедийной системы eduplay   

Ключевые слова:
счетная деятельность, мультимедийная система eduplay, мультимедийная технология, старшие дошкольники   


УДК 1

Оконешникова А.П.

студентка группы З-БА-ДО-18с

Северо-Восточный федеральный университет

имени М. К. Аммосова

(г. Якутск, Россия)

 

Баишева М.И.

к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования

Северо-Восточный федеральный университет

имени М.К. Аммосова»

(г. Якутск, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СИСТЕМЫ EDUPLAY

 

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема представлений о счетной деятельности у детей 5-6 лет посредством мультимедийной системы eduplay, представлены результаты исследования по определению уровней сформированности представлений о счетной деятельности у детей 5-6лет. Показана эффективность использование мультимедийной системы eduplay.

 

Ключевые слова: счетная деятельность, мультимедийная система eduplay, мультимедийная технология, старшие дошкольники.

 

В последнее время уделяется огромное внимание содержанию и методам формирования математических представлений у дошкольников. Это обусловлено, с одной стороны, перестройкой школьного обучения, с другой стороны, постоянным накоплением знаний об огромных возможностях дошкольного возраста, осознанием необходимости более широкого и направленного их использования.

Главное состоит в том, чтобы выбрать и передать дошкольнику такое содержание, которое, отвечая основным закономерностям данного учебного предмета, в то же время было бы простым, доступным и наиболее связанным с общими особенностями деятельности и развития ребенка дошкольного возраста. Последнее обеспечивает не только «естественность» введения и полноценность усвоения такого содержания ребенком, но и большую сензитивность по отношению к этому содержанию, по сравнению с детьми школьного возраста. Одним из таких условий активизации познавательней деятельности могут стать мультимедийные cистемы, которые позволяют педагогу делать процесс обучения привлекательным, содействуют формированию положительного отношения ребенка к обучению. Главным способом вовлечения детей в активную учебную деятельность является использование элементов занимательности, т.е. элементов, возбуждающих, вызывающих интерес, внимание детей. При этом элементы занимательности включаются не для того, чтобы развлечь детей, а, чтобы возбудить в них познавательный интерес, стремление к преодолению трудностей в решении поставленной задачи.

Именно мультимедийная система EduPlay в полной мере сочетают в себе новые, интересные задания, нестандартные, неожиданные решения, необычное оформление.

В мультимедийной системе EduPlay моделируются такие логические и математические конструкции, решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе использования мультимедийной системы создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике, развивается интерес к математическому содержанию. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников.

Для проведения исследования были использованы следующие методы:

Диагностика сформированности счетной деятельности;

Анкетирование воспитателей.

В начале работы мы изучили методики по выявлению сформированности представлений у детей 5-6 лет о счетной деятельности.

Методика «Сосчитай кубики» (автор В.П. Новикова)

Цель: выявить уровень сформированности представлений о последовательности расположения предметов (сколько, который по счету и т.д.).

Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.

Содержание диагностического задания: Воспитатель задает вопросы каждому ребенку отдельно:

- Что ты видишь на столе? – Сколько кубиков на столе всего? - Чем отличаются кубики друг от друга? - Посчитай кубики по порядку. - Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д.) - Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)  -Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика. - Что можно о них сказать?

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень (3 балла) - ребенок считает до 10, отвечает на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поэлементного соотнесения предметов двух групп (составления пар). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Средний уровень (2 балла) - ребенок считает до 10, отвечает на вопрос «Сколько всего?» Сравнивает количество предметов в группах на основе счета. Затрудняется сравнивать количество предметов в группах путем поштучного соотнесения предметов двух групп (не понимает инструкции). Может определить, каких предметов больше, меньше, равное количество.

Низкий уровень (1 балл) - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого, часто допускает; не всегда аргументирует свой выбор при распределении по группам; на поставленные вопросы отвечает затруднительно, а если и отвечает, то в основном неверно.

Обратимся к результатам проведенной методики: 5  детей, что составляет 50% от числа всех испытуемых, имеют низкий уровень сформированности представлений о последовательности расположения предметов – это Дима И., Данил П., Игорь Т. ,Ксюша М., Кристина С. Дети отвечали неправильно, сбивались и просили помощи у педагога. Однако они не справились с заданием даже с помощью взрослого, показали очень слабый результат. Средний уровень сформированности данных представлений наблюдался у 2 детей (20%) (Дима М.,.), Инны В. дети отвечали правильно, но при этом сомневались в своих ответах. Высокий уровень был выявлен у 3 детей (30%) –Давид., К.,Алеша П., Марина М. Дети отвечали на вопросы правильно, не наугад, четко понимая последовательность расположения предметов.

Результаты уровня сформированности счетной деятельности у детей по показателю «знание номера чисел, порядкового счета и образования чисел как результата счета» рис. 1.

 

Работа с педагогами: проведено анкетирование педагогов «Степени использование информационно-коммуникационные технологии в ДОУ» (автор О.К. Колобова).

Для определения степени использования информационно-коммуникационные технологии с воспитателями ДОУ, состоящее из 12 вопросов, в котором приняло участие всего 15 педагогов, результаты анкетирование показали, что в МБДОУ ЦРР д/с №105«Умка», работают воспитатели, обладающие умением пользоваться с информационно-компьютерными технологиями.

Были выявлены что педагоги ДОУ чаще всего используют мультимедийные средства для презентаций, мультимедийных пособий на занятиях с детьми, для разработки занятий для детей по разным направлениям с использованием мультимедийных средств.

 

При анализе результатов анкетирования на тему: «Степени использования информационно-коммуникационных технологий» мы вывили по трем направлениям: Для подготовки к занятию из 15 (100%) педагогов 13- педагога используют информационно-коммуникационные технологии это 88%, а также 2 педагога не используют ИКТ это 12%. А для проведения занятий из 15 педагогов используют ИКТ только (9-62%), не используют ИКТ во время проведения занятий (38%-6-педагогов). А для самообразования педагоги используют ИКТ 15 100%.

Также анкетирование помогло выявить, что из 100% педагогов - только 25% знают о мультимедийной системе EduPlay; 25%-педагогов - имеют поверхностное представление о мультимедийной системе EduPlay; 50% - не имеют представление о мультимедийной системе EduPlay.

Итак, проведенное анкетирование показало, что педагоги хорошо владеют основными мультимедийными средствами: аудио материалы, презентации, видео, но недостаточно проинформированы о мультимедийной системе EduPlay. Анкетирование показало, что мультимедийные средства являются стратегически важным инструментом любого современного педагога, но вместе с тем отмечается неосведомленность информацией о мультимедийной системе EduPlay.

Счетная деятельность – это сложная система соподчиненных друг другу отдельных действий, сущностью которой является установление взаимно-однозначного соответствия между элементами конкретной совокупности и числами натурального ряда. Цель и результат счетной деятельности представляет собой определение численности, мощности множества предметов (счет количественный) или упорядочивание элементов множества путем последовательного присвоения номера каждому предмету (счет порядковый). Достижение цели осуществляется установлением взаимно-однозначного соответствия между элементами множества и числами натурального ряда.

Исследователи предлагают формировать счетную деятельность у детей дошкольного возраста с помощью различных средств. К ним относится организация предметно-развивающей среды, наполненной учебными пособиями, игровыми материалами, бытовыми предметами и предметами живой природы, мотивирующими детей к счету. Средством формирования счетной деятельности являются разные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, игры с правилами. Ученые, которые занимаются исследованием математического развития дошкольников, обращают внимание на то, что формирование умений счета происходит успешно в практической деятельности: конструировании, моделировании, различных упражнениях. Эффективным средством формирования счетной деятельности, может стать мультимедийная система EduPlay.

EduPlay — комплексное решение для образования детей дошкольного возраста (от 2 до 5 лет), а также для развития детей с особыми потребностями, которая более 15 лет пользуется огромным успехом как у самих детей, так и у преподавателей со всего мира.

Данное решение является не просто специализированным программным обеспечением, а целостной системой. И не случайно. EduPlay содержит в своем составе как уникальное программное решение, так и учебный материал (пазлы, карточки с заданиями, таблицы).

Дети работают в группах по 3-4 человека, что позволяет воспитывать в них командный дух и самостоятельность.

Главная концепция системы EduPlay (Эдуплей) — перед тем, как перейти к работе на компьютере, преподаватель объясняет устно учебный материал, то есть дети поначалу занимаются с дидактическими материалами и различными учебными аксессуарами и только после этого переходят к работе на компьютере, чтобы закрепить полученные знания.

Основными изучаемыми темами являются универсальные темы, такие как: цвета и словарь, алфавит и ориентация в пространстве, целое и части, мир природы и математика, которые помогают развивать в детях творческие способности, зрительную и слуховую память, внимательность и любопытство, и многое другое.

В процессе организации образовательной деятельности было выявлено, что использование мультимедийной системы EduPlay для решений задач формирование о счетной деятельности у детей:

- вызывает у них чувство удовлетворения, удовольствия, радости и создает положительно

- эмоциональное настроение, являющееся основой формирования интереса к математике;

- применение разнообразной наглядности в виде презентаций в определенном сочетании позволяет педагогу делать процесс обучения занимательным, интересным, выделять в нем именно те стороны, которые привлекают внимание детей, заставляют их с увлечением работать над познавательной задачей;

- при организации компьютерных игр дети овладевают поисковыми способами действий при решении разнообразных проблемных ситуаций, что способствует активности, самостоятельному применению знаний и умений, развитию устойчивого познавательного интереса;

- содержательный, интересный и значимый для дошкольников сюжет, заложенный в компьютерных программах, способствует развитию интереса к математике, активности, самостоятельности, инициативности.

В результате проведения диагностического исследования были получены следующие результаты исследования: высокий уровень по 30% (3 дошкольника), средний уровень 20% (2 детей), низкий уровень 50% (5 детей).

На основе результатов нами была разработана план формирования представлений о счетной деятельности у детей 5-6 лет посредством мультимедийной системы eduplay.

В результате использования разработанной нами плана проекта, можно формирование представлений о счетной деятельности предположить, что применение данного проекта посредством мультимедийной системы eduplay способствует эффективному формированию о счетной деятельности
в конце учебного года.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании [Текст]: учебно-   методическое пособие / Р.Н. Алабуев. – Тамбов.: Изд-во ТГТУ, 2012. - 114 с.

Азамова М.Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [Текст] / М.Н. Азамова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — с. 385-387.

Бадина И. В. Использование информационных технологий в инспекционно-контрольной деятельности руководителя МБДОУ [Текст] / И. В. Бадина // Начальное образование. -2006. - №3. – с. 11.

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2010. –  479 с.

Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. [Текст]: / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина— М.: ВАКО, 2009. -208 с

 

Okoneshnikova A.P.

student of group Z-BA-DO-18s

Northeastern Federal University

named after M. K. Ammosov

(Yakutsk, Russia)

 

Baisheva M.I.

Associate Professor of the Department of Preschool Education

Northeastern Federal University

named after M.K. Ammosov"

(Yakutsk, Russia)

 

FORMATION OF IDEAS ABOUT COUNTING

ACTIVITIES IN CHILDREN 5-6 YEARS OLD THROUGH

MULTIMEDIA SYSTEM EDUPLAY

 

Abstract: this article deals with the problem of ideas about counting activity in children 5-6 years old using the eduplay multimedia system, presents the results of a study to determine the levels of formation of ideas about counting activity in children 5-6 years old. The efficiency of using the eduplay multimedia system is shown.

 

Keywords: counting activity, eduplay multimedia system, multimedia technology, older preschoolers.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Оконешникова А.П., Баишева М.И. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СИСТЕМЫ EDUPLAY // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 50 - 59. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5220 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/5220



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.