'
Портных И.Д.
БИЗНЕС-ИДЕЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ *
Аннотация:
для того, чтобы составить бизнес-план, необходимо проработать свою бизнес-идею. В данной статье рассматриваются проблемы создания бизнес-идеи: исследование рынка, формулировка целей, выбор и оценка бизнес-идеи
Ключевые слова:
бизнес-идея, бизнес-планирование, анализ рынка
УДК 338.984
Портных И.Д.
студентка Липецкого филиала
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
(Россия, г. Липецк)
БИЗНЕС-ИДЕЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ
Аннотация: для того, чтобы составить бизнес-план, необходимо проработать свою бизнес-идею. В данной статье рассматриваются проблемы создания бизнес-идеи: исследование рынка, формулировка целей, выбор и оценка бизнес-идеи.
Ключевые слова: бизнес-идея, бизнес-планирование, анализ рынка.
Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея — это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др.
Источниками новых идей могут быть отзывы потребителей; продукция, выпускаемая конкурентами; мнение работников отдела маркетинга; публикации федерального правительства о патентах; проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Для того чтобы startup стал успешным, нужна хорошая и реалистичная идея. Беда в том, что многие идеи оторваны от реальной действительности и воплотить их в жизнь бывает если не невозможно, то так же фантастически трудно. Кроме того, startup может быть успешным только при наличии компетентных и трудолюбивых специалистов. В-третьих, startup нуждается в финансировании.
Но все же главным источником формирования конструктивной бизнес-идеи является грамотное рыночное исследование. Важно правильно сформулировать идею стартап-проекта с учетом действительного состояния дел на рынке и в отрасли, чтобы инвестор положительно оценил шансы нового предприятия по сравнению с другими. Для этого в бизнес-плане рекомендуется провести краткий анализ рынка, дать анализ текущего положения дел в выбранной сфере деятельности и определить тенденции ее развития.
Анализ рынка требует рассмотрения следующих вопросов: определение круга потребителей, прогноз их платежеспособного спроса; прогноз цен; прогноз объемов реализации; изучение динамики продажи в отрасли; изучение возможностей, преимуществ, недостатков потенциальных конкурентов, резервов их опережения; сколько новых фирм возникло в этой отрасли за последние годы; количество новых продуктов, вышедших на рынок; анализ возможностей и угроз рынка.
Необходимо провести сегментирование рынка, т. е. ту группу потребителей, на которую ориентирован товар. Основанием для сегментирования являются определенные признаки: потребности, уровень доходов, географическое расположение, потребительские признаки.
Желательно описать недавнюю историю рынка, на котором собирается работать компания, а также дать приблизительный текущий прогноз (на 2–3 года) емкости рынка в товарном и денежном выражении.
Для оценки перспективности бизнес-идеи следует также оценить тенденции рынка.
Необходимо описать сегодняшнее состояние рынка в таких сферах, как рыночный спрос, включая платежеспособность и поведение основных групп клиентов; рыночные поставки необходимых товаров, включая самые типичные каналы распространения; основные типы товаров, политика цен и платежей.
Для оценки перспективности бизнес-идеи следует произвести анализ конкурентной среды: определить основные типы конкурентов (прямые конкуренты, потенциальные конкуренты, товары-заменители), дать их краткую характеристику, выявить основные сильные и слабые стороны.
Появление бизнес-идей — это творческий процесс. Стимулировать его можно созданием творческой атмосферы поиска и получением новых знаний о бизнесе. Таким стержнем, вокруг которого концентрируются творческие действия персонала, является планирование. Но если планирование осуществляется согласно логике развития бизнес-идей, то его последствием будет не только повышение качества бизнеса, но и превращение его в дело жизни, которое, кроме материального достатка, приносит еще и удовольствие от собственного дела.
Выделяют два подхода к формированию бизнес-идей: разработка идеи с «нуля»; усовершенствование или доработка существующих идей. Средний и малый бизнес базируется преимущественно на идеях второй группы.
Формирование бизнес-идеи начинается с четкой формулировки ее сути. Необходимо зафиксировать главную мысль, отметить, в чем заключается уникальность. Также необходимо указать, что послужило источником появления бизнес-идеи, почему ее можно считать реально выполнимой, оценить эффективность ее внедрения на практике, точно определить свои цели.
На этапе формирования бизнес-идеи продумывают наиболее вероятный алгоритм создания бизнеса, гарантии и возможные риски, выполняют оценку рынка и своей конкурентоспособности, определяют, кто выступит партнером и где найти инвесторов.
Для оценки бизнес-идеи попробуйте заполнить предложенную ниже форму.
Таблица 2.1 – Самооценка бизнес-идеи на ее реализуемость и привлекательность для потенциальных партнеров и инвесторов (для малого и среднего предпринимательства)
Критерии оценки |
Слабая – 0 баллов |
Средняя – 3 балла |
Высокая – 5 баллов |
1) Источник и полнота информации |
Требуется проверка |
Доверие, но не полностью |
Полное доверие |
2) Имидж фирмы |
Слабый или новая |
Средний |
Очень высокий |
3) Наличие опыта реализации подобных проектов |
Нет |
Частично |
Есть |
4) Наличие патента, лицензии, сертификата |
Нет |
Частично |
Есть (не требуется) |
5) Наличие уникальности. |
Нет или не знаю |
Незначительно |
Есть |
6) Рынок сбыта |
Менее 3-х лет |
Не менее 3-х лет |
Экспорт, импортозамещение |
7) Конкурентоспособность |
Не известна |
Конкурентоспособно |
Подавляющая |
8) Поддержка и льготы органов власти |
Нет или не знаю |
Возможна |
Имеется |
9) Наличие собственных финансовых средств |
Менее 20% |
До 51% |
Более 51% |
10) Наличие команды и ведущих специалистов |
Менее 50% |
50% и более |
Имеется 75-100% |
11) Наличие земли и помещений |
Менее 50% |
50% и более |
Имеется 75-100% |
12) Наличие основного оборудования |
Менее 33% |
33% и более |
Имеется 66-100% |
13) Срок окупаемости |
Более 2-х лет |
До 1,5 – 2-х лет |
2 и более |
14) Наличие этапов последующего развития |
Нет |
Один |
|
Всего баллов |
|
|
|
Таблица 2.2 – Рекомендации автору бизнес-идеи
Итоговые оценки |
Рекомендации |
|
Сумма баллов |
Количество оценок «0» |
|
менее 25 |
более 6 |
Бизнес-идея требует серьезной доработки |
26-35 |
5-6 |
Уточнить до начала разработки бизнес-плана |
36-45 |
3-4 |
Пора начинать разрабатывать бизнес-план |
46-55 |
1-2 |
Имеются явные шансы на успех |
56 и более |
0 |
Очень высокие шансы на успех |
Наличие «нулевых» оценок должно навести на серьезные размышления, связанные с необходимостью дополнительной проработки бизнес-идеи. Если у вашей идеи более 50 баллов и не более двух нулевых оценок, есть основания считать, что ваша идея является бизнес-идеей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. –М.: ИД ФОРУМ, Инфра-М, 2017. – 240 с.
Афонасова, М. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.А. Афонасова – Томск, Эль Контент, 2018. – 108 с.
Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Р. Абрамс. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 486 с.
Portnykh I.D.
student of the Lipetsk branch of
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Lipetsk, Russia)
BUSINESS IDEA AND EVALUATION
OF ITS PROSPECTS
Abstract: in order to make a business plan, you need to work out your business idea. This article discusses the problems of creating a business idea: market research, formulation of goals, selection and evaluation of a business idea.
Keywords: business idea, business planning, market analysis, startup.
Номер журнала Вестник науки №1 (46) том 5
Ссылка для цитирования:
Портных И.Д. БИЗНЕС-ИДЕЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ // Вестник науки №1 (46) том 5. С. 83 - 88. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5225 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*